Любимые игрушки: как Парцхаладзе родил строительный хаос и зачем ему теперь Зеленский

Многие эксперты сейчас говорят о хаосе на строительном рынке из-за непродуманного подхода к его регулированию. Однако, мало кто поднимает вопрос, что все это началось не сегодня, а еще тогда, когда в Минрегионе строительство курировал президент Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе, пишет Апостроф.

Национальный совет реформ при президенте Украины вскоре может пополниться замечательным во всех отношениях кадром. Судя по последним новостям, Лев Парцхаладзе, известный киевский застройщик и в недавнем прошлом замминистра регионального развития, стремится получить место в исполнительном комитете Совета (или как его назвал Саакашвили — Офисе простых решений) — не без поддержки влиятельных лиц из Офиса Президента.

Что общего у Льва Ревазовича с реформаторской деятельностью, сказать сложно. Но в чем заключаются его особенные таланты, участники строительного рынка знают прекрасно: ведь в значительной мере именно благодаря его кипучей деятельности в Минрегионе строительная отрасль застряла в чаще неизвестных природе нормативных требований и регуляций, пробираться через которые строительным компаниям долго, дорого и, порой, не всегда законно.

В Национальном совете реформ Парцхаладзе планирует взяться за старое — как утверждают источники в Министерстве развития общин и территорий Украины, он намерен курировать строительную отрасль и инициированную в ней Президентом Зеленским реформу.

Президент Владимир Зеленский, конечно, не строитель и вряд ли имел возможность глубоко вникнуть в историю и природу проблем, мешающих развиваться строительству. Но в данном случае он прислушался к правильным советам — реформа, безусловно, нужна. В правильном направлении был иследующий шаг — начать реформирование с ликвидации печально известной Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) и разделения ее сверхполномочий между тремя новыми независимыми структурами. Поскольку сосредоточение в одной структуре разрешительных, контрольных и надзорных функций — уже несет в себе явные коррупционные риски. Но вот доверять курировать процесс реформы тому, кто не только показал себя ее противником, но и является создателем одной из самых скандальных схем — это, мягко говоря, непоследовательно.

Такой схемой стал созданный Львом Парцхаладзе так называемый Научно-технический совет при Министерстве регионального развития времен правительства Владимира Гройсмана. Заявленная функция этого органа — сделать процессы согласования отклонений от государственных строительных норм (ГСН), допущенных при строительстве, открытыми, прозрачными и коррупции неподверженными. Однако, мало того, что сама тема ГСН является отдельной большой историей в многотомнике про украинскую коррупцию, но и благие намерения, которые, казалось бы, стоят за созданием Научно-технического совета (если они, конечно, были) — оказались в лучшем случае лишь намерениями.

Тут стоит немного подробнее объяснить, что такое ГСН. Формально — это нерушимые нормативы, соблюдать которые должен каждый застройщик. Но большинство из них в то же время допускают, скажем так, «индивидуальный подход». То есть,что и в каком случае считать «нарушением», а что нет — чиновник решает на свое усмотрение, не ограничивая себя жесткими требованиями закона. То есть, на бумаге ограничения и требования вроде бы и есть, но если «очень надо» — то они не такие уж суровые, либо их и вовсе нет. Автором такого замечательного инструмента регулирования строительной деятельности является Анатолий Беркута — человек по-своему яркий и интересный, занимающий руководящие посты в строительной отрасли еще с советских времен. Последние лет 10 он еще и вице-президент возглавляемой Парцхаладзе Конфедерации строителей Украины.

Что такое на практике означает «гибкий подход» к нормам — вопрос риторический. Но депутат от «Слуги народа» Елена Шуляк, пришедшая в политику из строительного бизнеса, в интервью Лига.Бизнес не постеснялась рассказать, во что обходился только один из начальных этапов реализации строительного проекта. Так, по ее словам, одну из компаний, обратившуюся в ГАСИ за утверждением проекта, вынудили оплатить услуги некой юридической фирмы, которая помогла пройти все стадии получения разрешений — сумма к оплате составляла около $150 тысяч. Описываемая ситуация имела место в 2012 году, но, как утверждает Елена Шуляк, за последующие почти 8 лет к лучшему ничего не изменилось. Напомним, что из этих 8 лет 3 — с 2016 до 2019 — заместителем министра регионального развития был Лев Парцхаладзе, а созданный и возглавляемый им Научно-технический совет занимался именно согласованием нарушений строительных норм.

«Приятным» дополнением к «прозрачной» деятельности Научно-технического совета стала еще одна инициатива Парцхаладзе — переписывание тех самых ГСН в 2018 году. И тут, на первый взгляд, коррупционеры должны были содрогнуться — ведь перемена заключалась и в том, что ГСН стали еще нерушимее, чем были, и их нарушение согласовать было уже никак нельзя. Странным образом в этот список вошли с одной стороны ограничения на плотность заселения, а с другой — например, на высоту жилой застройки в пригородах. Таким образом, застройщиков вынудили не рассматривать проекты в пригороде как перспективные и рентабельные? и браться за застройку уже и так застроенных городов. А как же с плотностью заселения? И как быть тем, кто строить начал в соответствии с одними техническими нормами, а продолжать оказался вынужден по новым? Добро пожаловать в Научно-технический совет Парцхаладзе! Там — помогут!

Но это еще не вся история. ГСН имеют правовой статус подзаконного акта, выдавать такой акт может субъект исполнительной власти, имеющий на это полномочия и в рамках своей компетенции — в данном случае Министерство регионального развития. Но вот письмо, якобы разрешающее нарушение подзаконного акта застройщику, выдавал некий Научно-технический совет — «контора» без статуса и полномочий. И вот с такой, фактически, «филькиной грамотой» от Парцхаладзе, вроде как очистившийся от грехов застройщик спокойно продолжает строительство. Но для контролирующих органов-то бумага от Научно-технического совета — не документ от слова вообще! Ну, впрочем, там уже как договоришься, но НТР Парцхаладзе свое дело сделал.

Как это бывает нечасто в спорах с государством, нововведенные в 2018 году ГСН были успешно оспорены в суде и признаны неправовыми. Казалось бы, это значит, что застройщики могли продолжить работать по уже давно привычным нормативам. Оказалось — нет. До прохождения всех судебных инстанций — от низшей, до последней высшей, решение суда в силу не вступало, судиться — дело долгое и, пока суды продолжались, гений Парцхаладзе явил застройщикам новые ГСН, образца 2019 года! По сути — те же, что были в 2018 приняты и затем признаны судом неправовыми. Итак, на выходе «реформаторского» порыва Льва Ревазовича имеем: 1) вроде бы актуальные ГСН образца до 2018 года; 2) одновременно с ними являются действующими еще не окончательно отмененные судом ГСН 2018 года, во многом противоречащие прежним ГСН; 3) и вишенка на торте — ГСН 2019 года.

Еще не ясно, почему в строительной отрасли хаос? В любом случае, суть строительных реформ имени Парцхаладзе вполне уже может быть понятна.

Хорошо, что осенью 2019 года Льву Ревазовичу пришлось покинуть пост замминистра. Плохо, что его не покинули идеи перестройки строительной отрасли. Потому что, судя по описанному опыту, получается у него совсем не то, что он обещает. Конечно, можно сказать, что и Нацсовет реформ — или, как любит говорить его глава Михеил Саакашвили, Офис простых решений — орган консультативный. Да, это так. Но действует то он — при Президенте. И значит, что позиция, озвучиваемая этим органом, будет восприниматься исключительно как президентская. Почему это интересно и выгодно Льву Парцхаладзе — легко понять. Как глава Конфедерации строителей Украины, а ранее Украинской строительной ассоциации, он прекрасно знает, какой вес словам говорящего придает наличие у него за спиной солидной общественной организации — любое свое мнение, идею, желание можно выдать за запрос значительной и влиятельной части общества. Но в случае с Нацсоветом реформ получается как-то очень уж дерзко — пытаться облагородить свои планы, прикрывшись именем Президента.

 

Закрыть

Новости

Свежие комментарии