Владимир Омелян и морская концессия для министра инфраструктуры

На темы пресловутой концессии уже приходилось писать не только мне. Пример 1. Пример 2. Пример 3. Подобных примеров не счесть в медиа. Нынешний материал посвятили предисточникам и воровским последствиям этого, фигурально, концессионного зуда у высших чинов транспортной отрасли.
Вступив на должность министра инфраструктуры, Владимир Омелян собственно концессией не занимался. Первый год управления отраслью банально воевал за должность главы УЗ, затем элегантно и по-тихому пристроил неизвестного ранее своего “специалиста” в управление портами. А в лексиконе министра в основном были слова иностранного звучания: Хатчисон, ДП Ворд и еще пара названий компаний, почему-то специально и особо лично отобранных министром для украинского рынка. Насколько война министра за кадры в Укрзализныце и портах прорывно повлияли на уровень сервиса и эффективности работы стратегических предприятий Украины — уже обильно судят аудиторские и контролирующие органы. А пользователи услуг также обильно комментируют больше “работу УЗ”, меньше полную бесполезность и затратность содержания надстройки в виде Администрации портов.

Через время, оценив что явное лоббирование пары компаний не лучшим образом сказывается на его репутации, министр забросил подальше риторику с “Хатчисон, ДП Ворлд” и переключился на еще пару красивых иностранных слов в максимальной медиа-раскрутке. А именно: “гипперлуп” и “концессия”! С гипперлупом проще, т.к. в него были выброшены пока небольшие государственные деньги. С концессией куда сложнее!

Слово “иностранческое” звучит действительно красиво, завлекательно, пиар-раскрутка была максимально возможной, с привлечением и украинских подчиненных, и забалтыванием иностранцев, которые вот-вот-вот должны были бы клюнуть на такую бесподобную наживку в наших портах, что от будущей “рыбины” руки аж сами раздвигаются до максимально невозможных размеров… В мечтах и болтовне, конечно.

О беспримерной вовлеченности своих и чужих можно судить по пресс-релизам карманной для министра Администрации морских портов Украины:

“В рамках круглого стола «Пилотные проекты государственно-частного партнерства в морских портах Украины» представители АМПУ, IFC, ЕБРР, офиса «PPP SPILNO», World Bank и European Investment Bank обсудят важные моменты проведения конкурсов концессии и условия участия в них заинтересованных инвесторов. Предоставление инвесторам актуальной информации о проектах концессии непосредственно от разработчиков проектов будет способствовать обеспечению максимальной прозрачности проведения конкурсов и привлечению к их проведению максимального количества участников”.

«Я убежден, что накануне объявления первых концессионных конкурсов, важно еще раз детально обсудить с потенциальными инвесторами и представителями отрасли пилотные проекты и будущие планы концессии в морских портах Украины, — говорит Олег Кудашов, старший специалист из инвестиций Международной финансовой корпорации (IFC).— Важно проанализировать нормативную базу в сфере регулирования ГЧП, а также детально остановиться на практических вопросах концессионных тендеров, которые могут возникнуть у заинтересованных сторон».

«С нашей стороны, мы видим готовность Правительства Украины, в частности, Министерства инфраструктуры, и Администрации морских портов Украины к конструктивному диалогу с бизнесом относительно нахождения оптимальной модели концессии на основе баланса интересов всех стейкхолдеров, потому приглашаем заинтересованных инвесторов к открытой дискуссии» — добавляет Марк Магалецкий, руководитель сектора инфраструктуры в Украине Европейского Банка Реконструкции и Развития (EBRD).

И еще — Марина Петрова, зам главы ЕБРР в Украине, выступая среди представителей ЕБРР и Мирового Банка на форуме Grain Ukraine 2019 и «Портовом форуме»:

«Мы рассчитываем на принятие концессий. Маловероятно, что эта Рада закон примет (о концессии), но мы не сдаемся (!!!). Мы не знаем, когда это случится, но точно знаем, что это случится. И для нас это приоритет. Это очень важно для бизнеса”….

Если точнее, перефразирую эксперта: “Пусть будет, как будет, ведь как-нибудь, да, будет, никогда так не было, чтобы никак не было…” (Бр. солдат Швейк).

“Это же важно для бизнеса!..”, — вторят министру чиновники, не имея ни одного четкого мнения от самого бизнеса!

Какой украинский бизнес хочет в Украине видеть концессию морских портов от В. Омеляна? Да, пару лет назад была возня вокруг концессии порта Южный в пользу одного конкретного олигарха. Не сложилось, в том числе и с участием самого В. Омеляна. А как министр старался! Не рискнули. Оказалось, что намного проще просто “доить” порт Южный, который и так на 80% загружен грузом от этого олигарха. И без концессии. Но тогда чем заниматься самому министру? Пропихиванием “концессий” в другие порты?!

“В июне 2019 г., после утверждения тендерной документации, состоится объявление конкурентного и прозрачного конкурса на концессию портов Ольвия и Херсон”, — об этом заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян 31 мая 2019 г.” (как обычно, в июне не было этого объявления …).

То есть нормального Закона, по которому будет работать будущий концессионер в морских портах Украины, нет. И в ближайшее время не будет! Надежды на то, что новый состав Верховной Рады срочно займется этим концессионным увлечением В. Омеляна, также нет. Более того, по Регламенту Верховной Рады, все законопроекты, которые не были рассмотрены и приняты в целом до завершения каденции нынешней ВРУ, будут автоматически отозваны. Часть надо будет подавать заново. В том числе, конечно же, скандальный законопроект «О концессии”. Если вообще кто-то рискнет его снова подавать.

По мнению ряда нынешних народных депутатов, если такие проекты будут отозваны — это даже к лучшему.

Так член комитета ВРУ по вопросам предотвращения и борьбы с коррупцией Игорь Луценко: “Украине концессия пока вовсе не нужна, поскольку как инвестиционный инструмент концессия себя дискредитировала”.

Член Комитета ВРУ по вопросам аграрной политики Андрей Вадатурский: «Продать или сдать в аренду за три копейки то, что не ты строил — легко. Но когда мы раздадим все, что есть и увидим, что средств мы получаем гораздо меньше, чем приносили эти предприятия, оставаясь в госсобственности с нормальным менеджментом — то что будем делать? Вопрос концессии — это точечное решение проблем. Поэтому смысла слишком спешить сейчас нет”.

Кто-то в стране может объяснить, что происходит? Миллионы государственных средств расходуются на воплощение одной только министерской идеи “концессии”, а на самом деле — на совершенно мутную историю. Буквально сотни работников МИУ, Администрации портов собирают конференции, круглые столы, нескончаемо что-то пишут, что-то считают, носятся по стране и за рубежом с одной задачей показывать-навязывать то, что никому не надо! То есть выдуманную концессию.

Есть даже подсчеты, что деятельность Офиса реформ КМУ в инфраструктурой сфере “всосала” в себя миллиарды гривен донорских европейских денег исключительно на обоснование проектов концессий от Владимира Омеляна. Миллиарды! Результат — ноль!

Уже подают свой робкий голос города, в которых порты в первую очередь отобраны “на концессионное заклание”. Николаев: “Не будет в ближайшее время никаких концессий в портах Николаевщины! Не будет! Как бы министру этого не хотелось”. Последнее выяснение позиций от имени города и от имени министра этому ярчайшее подтверждение. Ни одного четкого аргумента от министра, кроме почти детского: “Хочу концессию, и все тут! А дальше разбирайтесь сами…” Детские игры какие-то, вот только за государственный счет…

Между тем, наши конкуренты в портовой сфере прекрасно развивают порты и без пресловутых концессий. Пример 1 — Китай построит совершенно новый порт в Варне (Болгария)… Не концессия старого порта в центре Варны, а именно новый порт за 120 млн. долл.. Пример 2 — Турция — новый огромный порт в Мраморном море нацелился на невиданные иностранные инвестиции в 400 млн.евро и обработку 4 млн. контейнеров в год. В последнем порту есть концессионные условия почти на 30 лет, но с четким пониманием гарантированных огромных (для нашей страны) грузопотоков от растущей рядом промышленной зоны.

У нас же в концессию министр предлагает порт под 2 млн. тонн зерна с непонятными возможностями доставки в него грузов через центр города Николаев и достаточно спорным сервисом от железной дороги.

По большинству расходов на концессионный и гиперлуповский зуд министра инфраструктуры сложно доказать прямой ущерб в миллиарды бездарно растрыньканных государственных средств. Хотя плачевные результаты “реформ” за три года этого реального цирка в нашей инфраструктуре очевидны.

Но есть и прямые доказательства попыток воровства под эгидой концессии. Например, тендеры на более миллиона государственных долларов в “консультации “на тему концессии”. Как это? Консультации? Миллион долларов? Не верите? Первый тендер был объявлен в апреле 2019 года (см.фото ниже). Не состоялся. Испугались огласки или еще что-то? Второй тендер объявлен непосредственно на днях, 25-го июня, см. по ссылке: Администрации портов Украины очень срочно нужны “Послуги з наддання консультаційних послуг щодо підготовки концесії”. Портовики готовы опять срочно «отвалить» государственными деньгами в миллион долларов за эти консультации… Сразу вопросы: почему тендер проводит Администрация портов Украины, а не Министерство экономики? Кто будет оценивать качество консультаций на миллион долларов? Есть специалисты, комиссия и методика оценки? Да и что это за консультации такие нужны АМПУ на такие деньги? Или это — “дембельский аккорд” на миллион перед изменениями в руководстве и МИУ, и АМПУ после внеочередных выборов в ВРУ со сменой руководства?
Тендеры объявляются и государственные деньги готовятся “на слив” “за услуги консультирования”…
Из возможных нескольких вариантов результатов оказания подобных «консультационных услуг»:

После анализа консультант сделает вывод, что концессия нецелесообразна. Миллион долларов из АМПУ “улетел”, т.к. анализ был же сделан.

Будет найдена фирма за границей, которая за процент согласиться “отмыть” этот миллион долларов АМПУ. Документы в подтверждение факта оказания консультационных услуг будут элементарно скачаны из интернета, разбавлены небольшой спецификой и обильным использованием слова “концессия” — и дело сделано, т.е. миллион долларов АМПУ опять “улетел” кому-то из чиновников в карман. Читать, принимать или оценивать “консультацию” свои же будут, портовики-омеляновцы.

Я — не специалист в уголовном производстве, но статья УК с названием, содержащим такие слова как “подготовка, или организация, или попытка завладения имуществом (денежными средствами”) госпредприятия АМПУ — очень просится и от НАБУ, и от ДБР (“копать” следствию можно начинать, ознакомившись с этой страницей: https://zakupki.prom.ua/gov/tenders/UA-2019-06-25-001676-c).

Взывать к самому Министерству инфраструктуры остановить хищения госсредств госпредприятия Администрация морских портов Украины будет пустой тратой времени и сил. Ведь слово “концессия” так нравится самому министру, что мелкое воровство под этим “соусом” он просто не заметит. Концессия важнее!

Источник:  job-sbu

Закрыть

Новости

Свежие комментарии