ФИГУРАНТ

Война за минэнерго. Как депутаты Коломойского толкают Зеленского к дефолту

Более 13 тыс. поправок к так называемому «антиколомойскому» закону, и это еще не конец. Вокруг этого документа продолжаются игрища, заложниками которых рискуют стать все украинцы.

«По состоянию на 18:00 6 апреля уже более 13 тыс. правок к закону о банках 2571-д. Есть один внефракционный депутат, только от себя подал более 6 тыс. правок, еще есть три пакета по 1,5 тыс. правок. Поэтому поздравляю нас, выглядит, что абсолютный рекорд парламентаризма будет побит дважды», — иронизировал народный депутат от «Голоса» Ярослав Железняк.

Впоследствии в Центре противодействия коррупции, бывшая представительница которого Анастасия Красносельская (сейчас Радина) является депутатом от «Слуги народа» и возглавляет антикоррупционный комитет ВР, уточнили: автором свыше 6 тыс. поправок к банковскому законопроекту является Антон Поляков, бывший член «зеленой» фракции, исключенный из ее состава в прошлом году. Еще около полутора тысяч поправок подала «слуга», до избрания нардепом журналистка телеканала Игоря Коломойского «1+1» Ольга Василевская-Смаглюк. Другие депутатские предложения по этому документу распределили между собой несколько избранников народа, всех их считают близкими к днепровскому олигарху, пишет Depo.ua.

Уточним: Поляков не имеет специального образования в сфере финансов, он вообще не имеет высшего образования. Поэтому возникает подозрение, что не он сам штамповал те 6 тыс. поправок. То же может касаться и Василевской-Смаглюк, учитывая ее предыдущее место работы. Похоже, у Коломойского были готовы к неблагоприятному для себя сценарию, когда благодаря голосам «Евросолидарности», «Голоса», «Доверия» и группы внефракционных банковский законопроект получил поддержку в первом чтении, и заранее подготовились к круговой обороне. Пока завалили Раду поправкам, на очереди — обжалование в судах.

В Depo.ua посчитали: для рассмотрения такого количества поправок, если следовать процедуре, Верховной Раде понадобится семь с половиной месяцев. А деньги МВФ нужны уже сейчас. Поэтому либо парламент голосует с нарушением процедуры и с последующим обжалованием принятого закона в судах, в том числе Конституционном, или этот закон не принимают и страну ждет дефолт. Коломойский уже озвучивал, что второй вариант его устраивает. Поэтому вряд ли авторы поправок будут их отзывать. Или же эту ситуацию Игорь Валерьевич использует для торгов с Зеленским и его сегодняшним окружением по-крупному.

Диспозиция на данный момент следующая: без нарушения процедуры принять «антиколомойский» законопроект за короткие сроки невозможно. К тому же его принятие с нарушениями не устраивает МВФ: там собрались неглупые парни и девушки, которые не одну собаку съели в отношениях с украинскими элитами и знают, что те любят имитировать процесс, вместо того чтобы выполнять домашнее задание. Таким образом, почти стопроцентно можно утверждать, что кредит Украина в этом году не получит: нарушать процедуру нет резона, а если двигаться шаг за шагом, то на положительное голосование парламент может выйти где-то в январе 2021 г. Загнав 13 тыс. поправок Зеленского и правительство Дениса Шмыгаля в патовую ситуацию, Коломойский имеет время, чтобы получить от Зе, который стал непослушным после избрания президентом, то, чего жаждет. И сейчас он начнет повышать ставки.

По мнению экспертов, на нас надвигается масштабный политический кризис, следствием которой вполне могут стать не только досрочные выборы в Верховную Раду, но и президента. Впоследствии. Эти события будут развиваться на фоне социально-экономических потрясений, вызванных последствиями дефолта. Поэтому не сложно догадаться, какие политические силы получат большинство в ВР, избранной в такие бурные времена. Естественно, что пророссийские и разного рода популисты, которые будут собирать голоса на уничтожении рейтингов «старых лиц» — «слуг» и их главного поводыря. Не стоит сомневаться, что такой парламент и сформированное им правительство способны дать Коломойскому то, чего он хочет: или Приват, или миллиардные компенсации за него. Поэтому выгода от досрочных выборов почти очевидна. Почти, потому что затеянная игра с этими тысячами поправок в конечном итоге может иметь целью не свержение Зеленского, которого Коломойский сам и вырастил, а получение выгоды здесь и сейчас. Без перевыборов и других потрясений.

Как это возможно? Допустим, что поправки к банковскому закону отзовут, когда в кресле министра энергетики окажется креатура Коломойского. Эта позиция до сих пор остается вакантной. Поговаривают, что Игорь Валерьевич не против посадить в кресло министра Олега Дубину. Также снова в кулуарах заговорили про Юрия Витренко. В то же время, говорят, другой богач, Ринат Ахметов, также положил глаз на Минэнерго. Сначала кандидатом на это кресло от его группы влияния называли Ивана Плачкова, впоследствии — Ольгу Буславец, кандидатуру которой сняли с рассмотрения 30 марта. За ее назначение якобы не набиралось голосов. А на днях сообщили, что премьер Шмыгаль взял своим внештатным советником Игоря Маслова, который ранее работал на руководящих должностях в компаниях Ахметова. Не исключено, что скоро и эта фамилия будет фигурировать среди кандидатов на главного в Минэнерго.

Если наше предположение не ошибочно, то свой человек в кресле министра энергетики способен стать существенной компенсацией Коломойскому за временную потерю интереса к заваливанию банковского закона. Тем более в нем нет пункта о запрете возвращать бывшим владельцам именно Приватбанк, то есть со временем можно переиграть ситуацию в свою пользу. Все логично: министерский портфель в обмен на спасение Зе-власти от позора, дефолта, перевыборов и прочих «казней египетских».

Правда, есть большое «но» — у Ахметова вряд ли планируют уступать. Поэтому мы можем стать свидетелями межвидовой олигархической войны, в которой все равно проигрывает Зеленский. Потому что нельзя создать два Минэнерго и поделить должности между двумя заинтересованными олигархами. Нельзя человека одного поставить министром, а человека другого — его первым заместителем. Перегрызутся. Нельзя нарушить межолигархический паритет в составе правительства. Какая-то другая из числа групп влияния заблокирует его деятельность. Без людей из орбиты Коломойского в Раде даже формально не будет монобольшинства, а без депутатов из орбиты Ахметова не удастся проводить через сессионный зал нужные для правительства законы. Проще говоря, пойдя на замену Кабмина Гончарука правительством, за министрами в котором маячат фигуры олигархов, Зеленский загнал себя (или его туда загнали советники) в ситуацию, в которой его постоянно будут ставить в неприятное положение требованиями удовлетворить те или иные аппетиты групп влияния. А эти аппетиты будут только увеличиваться, как только «хозяева жизни» увидят слабость гаранта.

Деловая столица