В ближайшее время Конституционный суд Украины может резко изменить профиль своей деятельности – с исследования конституционных проблем на геологическое изучение и использование недр. Дело в том, что вопросами обеспечения организации деятельности единственного в государстве органа конституционной юрисдикции будет заниматься… специалист в сфере использования недр.Как стало известно, на днях председатель КСУ Станислав Шевчук инициировал назначение на должность заместителя руководителя секретариата КСУ (с ближайшей перспективой на руководителя) директора департамента государственного геологического контроля Госслужбы геологии и недр Украины Вадима Гончаренко. Решение по этому вопросу должен принять КСУ.
Согласитесь, само по себе инициирование такого кадрового решения, вызывает массу вопросов. Где те недра, а где конституционное право? Как связаны между собой деятельность Госслужбы геологии и недр и деятельность Конституционного суда? Возможно предлагаемый кандидат на руководство аппаратом КСУ имеет какие-то чрезвычайные достижения в конституционно-правовой сфере?
Как выяснилось, по месту нынешней службы претендента на одну из ключевых должностей в сфере конституционного правосудия, В.Гончаренко вообще ни дня не работал по юридической специальности. Более того – юридическое образование он получил лишь два года назад, да и то заочно. А вся его трудовая деятельность главным образом связана с недрами. Сначала это был бизнес в газовой сфере, а последние десять лет – государственная служба в системе Госслужбы геологии и недр. Также – связана с газом.
То есть, особая ценность В.Гончаренко для КСУ с точки зрения конституционного права (или любой другой отрасли права) – отпадает в принципе.
Но какая-то причина такого странного назначения должна быть? Какие качества, способности или навыки В.Гончаренко так сильно запали в душу председателю КСУ, что он предлагает его кандидатуру на ключевую должность в аппарате КСУ? И не просто предлагает, а пытается решить этот кадровый вопрос «без шума и пыли» – в пожарном порядке и без проведения конкурса. А это уже связано с нарушением требований закона. Согласно закону о государственной службе конкурс в таких случаях является обязательным, ведь кандидатуру В.Гончаренко лоббируют с низшей по категории должности на высшую. Поэтому по закону он может попасть на нее только через конкурс. Это – если придерживаться требований закона. Или – без конкурса. Это – если при мощной протекции в обход закона.
Надо отметить, что до недавнего времени В.Гончаренко с его послужным списком не мог претендовать на указанную должность в принципе. Ведь не так давно закон о Конституционном суде предусматривал, что руководителем секретариата КСУ и его заместителем могло быть лицо, которое отвечает требованиям, предъявляемым к судье КСУ. Чувствуете значимость этой должности?! Затем в закон были внесены изменения, согласно которым претендент на эту должность должен иметь стаж работы в сфере права более 10 лет. Но недавно это требование из закона также предусмотрительно исключили… Похоже на то, что «вхождение» в КСУ заранее готовили для кого-то очень важного, если смогли провести необходимые изменения в законе.
Поинформированные источники в одной из структур Госслужбы геологии и недр, в которой В. Гончаренко проходил службу, намекнули на связь его неожиданного кадрового взлета с газовой сферой (в которой он, говорят, больше дока, чем бывший министр экологии Злочевский), а также с интересным персонажем (так же специалистом в этой сфере) по фамилии Шевчук. Непродолжительные поиски по открытым источникам раскрывают подоплеку и реальные движущие силы «вхождения» В.Гончаренко в КСУ.
Оказывается, В.Гончаренко длительное время деловарил в газовой сфере вместе с неким Денисом Шевчуком. По интересному стечению обстоятельств указанный Денис Шевчук приходится родным братом председателю Конституционного суда Станиславу Владимировичу Шевчуку. Примечательно также то, что недавно Денис Владимирович Шевчук сменил свою фамилию и имя и теперь по документам он «Рулав Владимирович Одд».
Причины, по которым Денису Шевчуку после Революции Достоинства понадобилось превратиться в Рулава Одда не так уж важны, хотя и вызывают ряд вопросов. Но сейчас не об этом.
В.Гончаренко и Д.Шевчук – примерно одного возраста, оба – харьковчане. Вместе шли по трудовому бизнес-пути также в Харькове. Сначала в 90-х годах в АО «Харьковский индустриальный союз», который является одним из крупнейших газовых трейдеров Украины, (Д.Шевчук был начальником управления, а В.Гончаренко курировал реализацию газа этим АО), а затем в 2000-х – в ГП ДК «Gasco Group» (Д. Шевчук – директором, а В.Гончаренко – его заместителем).
Бесполезно спрашивать у Гугла, что собой представляет «Gasco Group» – в интернете практически отсутствует информация о фирме с таким названием. Но если искать по названию «ГазКо», то поисковик выдаст немало интересной информации о разветвленной группе одноименных компаний с харьковской пропиской, среди которых, в частности, ООО «Газко-Альянс», ООО «Газко Восток», ООО «Газко Запад». Кстати, харьковские компании «Газко Запад», «ДСК» и «Газко Восток» до недавнего времени были акционерами банка «Меркурий» (сейчас ликвидируется).
Некоторое время Д.Шевчук и В.Гончаренко, как уже отмечалось, работали вместе в дочернем предприятии датской компании «Gasco Group» (позднее переименованной в дочернее предприятие «Газко» ООО «Газко-Альянс»). Чуть позже их пути разошлись – Д.Шевчук успел побывать депутатом Харьковского облсовета, начальником управления ГП «Газ Украины», лидером партии «Русь», руководителем ООО «Агропромышленная компания «Киевская Русь», засветиться в скандале с хищением средств ГП «Укрхимтрансаммиак». А В.Гончаренко с 2008 года из частной газовой сферы перешел в государственный сектор, связанный с недрами.
Но то, что трудовые пути В.Гончаренко и Д.Шевчука разошлись еще ни разу не означает, что они не поддерживают отношений и не помогают друг другу, как только могут. И основа деятельности (что частной, что государственной) одна – недра, газ. Иначе как объяснить желание председателя КСУ Шевчука назначить бывшего бизнес-партнера его брата на руководящую должность в Конституционном суде. А тем более очень сложно связать с интересами конституционного правосудия активное лоббирование С.Шевчуком кандидатуры В.Гончаренко на руководящую должность в КСУ, учитывая отсутствие у претендента какого-либо опыта в правовой сфере, а тем более в сфере конституционного права.
Обозначенная ситуация наглядно иллюстрирует, что братья Шевчуки решили совместно «побурить недра» Конституционного суда. Но что в них найдешь, кроме «европейских ценностей»? О последних так часто любит говорить в своих многочисленных интервью старший из Шевчуков – проевропейский председатель КСУ Шевчук, словно пытаясь перефразировать слова известного киногероя: «В чем сила, брат? В европейских ценностях!» Но не ценностями едиными. Главное в этом процессе – блюсти порядок в делах по обращениям, которые поступают в КСУ – «правильно» их распределить, подготовить «правильное» обоснование и провести до «правильного» (естественно, самого справедливого) решения. Тем более, что с появлением конституционной жалобы количество таких дел в КСУ возросло в разы – и гражданских, и хозяйственных, и административных, и уголовных. Настоящий Клондайк! КСУ своим решением может поправить любой суд, в т.ч. и Верховный.
Безусловно, С.Шевчуку самостоятельно с таким объемом работы сложно справиться. Тем более, что если следить за его Фейсбук-страницей, то можно сделать вывод, что он совсем мало проводит времени на рабочем месте – в основном в разъездах за границей, по Украине, на конференциях и круглых столах, давая интервью направо-налево. Поэтому, наверное, в утверждении верховенства права он вполне обоснованно рассчитывает на посильную помощь младшего брата и его друзей. Не беда, что они не имеют необходимого юридического опыта. Но они имеют другой жизненный опыт, которого может не хватать председателю КСУ.
Говорят, что с избранием С.Шевчука председателем КСУ в бизнес и политических кругах значительно возрос авторитет его брата – Дениса Шевчука (Одда Рулава). Как-то само собой получилось, что на консультации по вопросам конституционного права именно к нему (бизнесмену по роду занятий) потянулись депутаты, предприниматели и просто не последние в этой стране люди. Как человек коммуникабельный и добрый он пытается помогать им в отстаивании их конституционных прав. Если не хватает знаний, то есть к кому обратиться – старший брат в консультации не откажет.
Став председателем КСУ, С.Шевчук, как мантру, повторяет два тезиса: «Я независимый – за мной нет политиков и нет олигархов» и «Я хочу построить новый Конституционный суд». Первый тезис опустим на будущее, а что касается второго, то данный порыв молодого председателя КСУ стоит поддержать обеими руками. Главное, чтобы в результате такого построения вместо нового «Конституционного» в Украине не появился новый «Коммерческий» суд – с внешним управлением и бутафорным проевропейским председателем.
Источник: fttc
Свежие комментарии