Когда одессит Андрей Костин закрепился на должности генерального прокурора, он стал активно подтягивать земляков на высокие должности. Так, одним из его замов стал «главный по экономике» одиозный прокурор-контролер Дмитрий Вербицкий. За свою карьеру в прокуратуре, как в Одессе, так и других регионах страны, он запомнился своей тягой к большим деньгам, коррупционными схемами и крышеванием земельной мафии.
О том, какие дела стоят за генпрокурором Костиным и его фаворитом Вербицким – далее в материале.
В конце лета 2022 года Верховная Рада поддержала предложение президента Зеленского и уволила генпрокурора Ирину Венедиктову, позже назначив на ее место нардепа-«слугу» Андрея Костина. В антикоррупционных организациях его должность особого восторга не вызвала. Ведь у общественности и экспертов были вопросы к его профессиональным и личным качествам. Но об этом чуть позже.
Что известно о действующем генпрокуроре? Костину 49 лет, в 1995 году он окончил Одесский госуниверситет имени Мечникова по специальности «правоведение», работал адвокатом, являлся зампредседателя Совета адвокатов Одесской области.
В 2021 году Костин принимал участие в конкурсе на должность главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), однако его кандидатуру заблокировали иностранные члены отборочной комиссии из-за несоответствия критериям добропорядочности. Дело в том, что в декларации Костин вовремя не указал свое новое имущество, кроме того, к нему были вопросы о возможных случаях кумовства, которые касаются трудоустройства его дочери и жены. Все это на фоне разговоров о независимости от политики и беспристрастности генпрокурора. Ему также вспоминали «должок» за не сдачу экзамена» на должность замгенпрокурора, тем не менее, в итоге он был избран уже генпрокурором.
Продвижение своих
Костин не стал ждать, пока предыдущая команда проявит себя и сразу же провел кадровые чистки. Первым уволил «юриста Медведчука» Максима Якубовского. К середине сентября из числа старых сотрудников в Офисе генпрокурора оставались первый заместитель Роман Говда, Игорь Мустеца и Алексей Симоненко.
Новый генпрокурор перераспределяет полномочия в ОГП, а также назначает «своих» людей Алексея Хомченко и Дмитрия Вербицкого замами. За последним закрепилась слава «прокурора-гастролера» успевшего провороваться во многих областях Украины и, в том числе, в Одесской области. О нем расскажем подробнее.
Так, в прокуратуре Вербицкий Дмитрий Анатольевич работает с 2003 года. Ранее он занимал должности заместителя прокурора Ивано-Франковска, заместителя начальника отдела Генеральной прокуратуры Украины, заместителя начальника отдела прокуратуры Одесской области, начальника отдела прокуратуры Николаевской области и прокуратуры Одесской области, заместителя прокурора Малиновского района Одессы, заместителя руководителя Одесской местной прокуратуры № 2.
После назначения в Офис генпрокурора Вербицкому дают задачу так сказать «по профилю» – следить за вопросами, связанными с противодействием правонарушениям в сфере экономики, помимо этого, он также занимается вопросами уклонения от уплаты налогов, таможенных платежей, а также защиты инвестиций и экологии.
Должность открывает перед Вербицким большие перспективы, позволяя продолжать крышевать мошеннические схемы своих одесских знакомых, к которым он благосклонен. Так, он содействует земельному аферисту из Одессы Никите Петракову, (куму бывшего нардепа от ОПЗЖ Виталия Барвиненко), привыкшему «зарабатывать» миллионы, оказывая давление на бизнес через связи в прокуратуре.
Напомним, Никита Петраков известен в Одессе как бизнесмен, которому благодаря именно связям с прокуратурой удалось переоформить в частные руки десятки гектаров земель Всеукраинского союза автомобилистов (ВСА).
Дело обстояло так: в устав Одесской организации союза автомобилистов внесли изменения, отстранив при этом всеукраинский союз автомобилистов от распоряжения недвижимостью и сделав одесскую организацию единственным распорядителем стоянок. После чего одесская организация союза под руководством еще одного участника схемы, партнера Петракова – Дмитрия Каневского, начала при помощи местных советов и госрегистраторов оформлять на себя стоянки на территории Одессы и области.
Отметим, в собственности Одесской ВСА находится 11 стоянок и 17 тысяч машиномест, а также гаражные общества и кооперативы от которых Петраков и его партнеры стабильно получают ежемесячный доход в 300 тысяч долларов.
Заручившись поддержкой прокурора Петраков и Каневский стали активно «пилить» имущество ВСА. Одна из стоянок на улице Краснова была продана компании «Гефест», а кооператив на Радостной ушел скандально известной компании «Пространство». Помимо этого, Петраков пытался договориться о продаже целого ряда стоянок так называемым смотрящим за Одессой- Борису Кауфману и Александру Грановскому.
Вербицкий не только занимается покрывательством, но и через генпрокурора Костина играл не последнюю роль в расстановках на местах. Для своего хорошего знакомого Петракова заместитель генпрокурора пытается освободить губернаторское кресло, заменив действующего руководителя Одесской военной администрации Марченко.
Для чего это делается – чтобы в будущем контролировать тот самый ценный Одесский актив – земельные участки. Но теперь уже не только парковки, а и многие другие. Интересно, что за результат Вербицкому пообещали не только контроль, но и полное владение всей землей, которая осталась у ВСА.
Одесское прошлое
Именно в Одессе Вербицкий проявил себя как коррупционер, готовый содействовать за взятки и за них же закрывать даже самые очевидные дела местных преступников. Работая под покровительством киевского прокурора Олега Александровича Кипера, он не волновался о слитых делах и «залетах», а также о том, что его коррупционные схемы будут раскрыты.
Например, на должности зама прокурора Малиновского суда Одессы, Вербицкий за 30 тыс. долларов закрыл уголовное дело по ДТП со смертельным исходом. То есть за щедрую взятку он помог уйти от ответственности виновнику аварии, который на смерть сбил женщину на перекрестке ул. Радостная и Генерала Петрова.
Тогда СБУ задокументировало передачу ему взятки и Вербицкого попытались уволить, однако Кипер помог его отмазать, и он перешел на время в прокуратуру Ивано-Франковской области откуда со скандалом его тоже убрали.
В 2011 году Вербицкий не стесняется декларировать три дорогих автомобиля, ряд недвижимости, наличку в 50 тыс. долларов и почти 50 тыс. грн, а также ювелирные изделия, являющиеся предметом роскоши.
Известно также, что Вербицкому вместе со своим коллегой прокурором Максимом Прокоповым удалось организовать преступную схему давления на предпринимателей. Дельцы выбирали «денежного» бизнесмена и через подставных лиц организовывали заявление в отношении него, после чего начинала работать следственная машина… В Малиновском суде Одессы они нашли прокурора, готового поучаствовать в их схеме. Последний обеспечивал им постановления суда на обыски и другие следственные действия
Дело «Имексбанка»
После недавнего увольнения зама генпрокурора Симоненко ( за отпуск в испанской Марбельи) — Вербицкий стал курировать все вопросы экс-нардепа Климова, а также его лопнувшего «Имексбанка». По его инициативе все уголовные производства в отношении банка были переданы в подконтрольное Бюро экономической безопасности Киева.
Напомним, схему банкротства и вывода активов АО «Имексбанка» на сумму более порядка 18 млрд гривен подробно расписал Фонд гарантирования вкладов физических лиц. После чего ФГВФЛ подал в Хозяйственный суд Киева иск о возмещении 8,4 млрд. гривен. Ответчиками в деле стали сам Климов, а также часть менеджмента банка.
Однако, имея связи, Климову удалось «похоронить» все уголовные производства по заявлению Фонда. Делалось это поэтапно и в содействии с большой группой лиц при должностях. Со стороны СБУ вопросы закрывали глава СБУ Украины Иван Баканов, бывший начальник Главного управления внутренней безопасности СБУ Андрей Наумов и так же уже бывший начальник следствия СБУ Андрей Швец.
Со стороны Генеральной прокуратуры все вопросы курировал уже бывший заместитель генпрокурора господин Симоненко. Однако после его увольнения 24 января 2023 года за «крышевание» Климова взялся его одесский знакомый Вербицкий.
Вполне логично возникает вопрос: как долго будут оставаться незаметными деяния зама генпрокурора и будет ли он когда-либо привлечен к ответственности? Безусловно, это бы было, скорее всего, исключением из правил, ведь на сегодня практически никто из прокуроров не понес наказания. Между тем представители касты «неприкасаемых» все же садятся за решетку. Хочется верить, что на таких «решал» и покровителей» обратят внимание.
Игорь Курилко, Ирина Гриб