Немного о внутривидовой борьбе на таможне и про закулисье одной медиа-войны.
300 млрд грн ежегодно теряет государственный бюджет из-за контрабанды. Такую цифру озвучил «выдающийся лидер современности» по итогам эпохального апрельского заседания СНБО, на котором было решено ударить по отечественным «королям» контрабанды санкциями. Впрочем, люди (такие как Анатолий Макаренко и Максим Нефедов), знающие не понаслышке, как таскают через границу товары и прочие ценности, считают, что президент сильно сгустил краски. По их мнению, сумма денег, исчезающих в дыре на таможне, колеблется в пределах 40-70 млрд грн в год. Но это всё равно много, слишком много.
Спустя несколько недель после упомянутого заседания Совета нацбезопасности появился законопроект под авторством Зеленского о криминальной ответственности за контрабанду, а в середине июля он был принят парламентом за основу. До сих пор, до вступления предложенного президентом документа в силу, реальное наказание «светит» лишь тем контрабандистам, которые «гоняют» через границу оружие, наркоту, радиоактивные материалы и тому подобное. За «мирный» нелегальный груз – по большому счету легкий испуг. Главслуга народа вроде бы вполне справедливо предлагает обложить контрабандистов, орудующих в крупных масштабах, драконовскими штрафами и сажать их в тюрьму. Законопроект также предусматривает возможность перекрыть «серый» импорт, введя криминальную ответственность за недостоверное декларирование грузов.
Содержание предложенного Зеленским документа, одобренного парламентом в первом чтении, вызвало критику как со стороны бизнеса, так и со стороны специалистов по таможенному праву. И с ней трудно не согласиться, поскольку подход «всех сажать», заложенный в законопроекте, с одной стороны, увеличивает возможности «органов» по «обилечиванию» участников внешнеэкономической деятельности. С другой – не устраняет коррупционную вертикаль, идущую от таможенного поста до кабинетов на Печерских холмах, по которой циркулирует поток «кэша», собранного на таможне. Ведь «схематоз» мытарей и без инициатив преЗедента давно подпадает под целый букет статей Уголовного Кодекса. Но перспектива «отсидки», как показывает практика, не особо пугает коррупционеров на таможне.
И здесь проблема не в персоналиях, а в сложившейся системе. Вернее экосистеме. Как и в любой природной экосистеме, такой как, например, озеро или пруд, в экосистеме таможенной каждая особь выполняет свою функцию, основное предназначение которой – сохранение собственного вида и поддержание существования в равновесии системы, вне которой вид обречен на вымирание. Особи в частности и виды вообще ради выживания вынуждены бороться за ресурсы (в нашем случае ресурс – это деньги), либо конкурируя за них, либо вступая в симбиоз друг с другом. Как правило, коммерсант хочет платить меньше пошлин и прочих сборов, а таможня коррумпированная просто хочет денег, и, вступив в симбиоз, эти два вида приходят в состояние, когда коммерсант таки платит меньше, но и таможеннику тоже. В результате такого симбиоза коммерсант может продолжать работать, коррумпированные таможенники – обновлять личные автопарки и строить загородные виллы, их политическая крыша – копить ресурсы для предстоящих избирательных компаний. И при этом в госбюджет стабильно течет финансовый поток размером в где-то 360 млрд грн в год, из которого черпают другие коррумпированные виды, да еще перепадает на армию, медицину, образование, пенсии и т.п.
Поэтому неудивительно, что «слуги народа» одной рукой пишут красивые якобы антикоррупционные законопроекты, другой же запускают в таможенный «пруд» крайне подозрительных персонажей.
Михаил Бурдейный, происшествие на дороге и место возле Рябикина
Последний громкий скандал, связанный с этими «природными процессами» на таможне, разразился пару месяцев назад, 4 июня, когда Госбюро расследований остановило и обшманало авто Михаила Бурдейного, начальника смены таможенного поста Ягодин Волынской таможни.
В машине мытаря оперативники ГБР обнаружили $704,3 тыс. «кэша». Как заявило тогда ведомство, Бурдейного «цапнули» в рамках расследования масштабных злоупотреблений должностными лицами Волынской таможни.
«Схема была организована сотрудниками руководящего звена Волынской таможни, — было сказано в заявлении ГБР. — Начальник таможенного поста систематически собирал и аккумулировал у себя полученные деньги, часть которых распределял между другими правоохранительными структурами».
Михаил Бурдейный на попойке с коллегами.
Пикантность ситуации в том, что Михаил Бурдейный, которого местные СМИ называют «смотрящим» за Волынской таможней, входил в сотню мытарей, которых отстранили от службы упомянутым выше «антиконтрабандным» решением СНБО. Примечательно, что по напутствию Совета нацбезопасности и обороны Государственная таможенная служба начала служебную проверку относительно своих сотрудников, попавших в немилость к президенту. В том числе и относительно Михаила Бурдейного. И знаете что? Служебная проверка в деятельности Бурдейного никаких фактов причастности к контрабанде и коррупции не нашла, поэтому накануне скандального задержания этого персонажа начальство его «реабилитировало» и вернуло на службу.
Дальше – больше. Постфактум выяснилось, что и самого задержания Бурдейного вроде как не было вовсе. Мол, остановившим его «гэбээровцам» Михаил Бурдейный заявил, что 704 «косаря» его просто попросил перевезти знакомый бизнесмен, и вскоре нашелся «коммерс», подтвердивший слова таможенника. Посему его отпустили с миром. И такой благополучный исход для Бурдейного может косвенно говорить в пользу весьма шаткой, но имеющей право на жизнь версии, согласно которой ГБР не столько ловило этого таможенника, сколько срывала операцию СБУ по поимке вышестоящего руководства персонажа.
И тут мы перейдем к самому «вкусному». Буквально на следующий день после того, как ГБР толи задержало, толи просто остановило Бурдейного на дороге, главный редактор интернет-издания Цензор.НЕТ Юрий Бутусов опубликовал очень занятную колонку. К тексту прилагались интересные фото с прикрепленными к пачкам «нала» записками, красноречиво говорящими о том, что перевозимое Бурдейным «бабло» направлялось не к его знакомому бизнесмену, а к «коммерсантам» в погонах, наделенным большими властными полномочиями. При этом, ссылаясь на собственные источники, «близкие к следствию», журналист предположил, что основная часть суммы из бардачка Бурдейного, а именно – $600 тыс., предназначалась и.о. директора Департамента профилирования рисков гостаможенной службы Александру Щуцкому.
Александр Щуцкий
Справедливости ради нужно отметить, что порою компромат из «информированных источников», ретранслируемый Бутусовым, оказывается, образно выражаясь, протухшим. Да и сам журналист подчеркивает, что в данном случае нет оснований однозначно обвинять таможенного начальника. Однако дальнейшее поведение Александра Геннадиевича, по крайней мере, у автора этих строк вызвало подозрение, что предположение о причастности Щуцкого к истории с Бурдейным родилось таки не в голове Бутусова, а «оперов», разрабатывающих Волынскую таможню.
«Совершенно очевидно, что это бред и каких-то подтверждений этому нет и быть не может», — заявил Щуцкий, комментируя якобы свою причастность к «деньгам Бурдейного».
Тем не менее, если «толстые» намеки журналиста являются «полным бредом», зачем Александр Щуцкий вообще на них реагирует? Более того, реагирует слишком уж болезненно и громко.
Вскоре после инцидента с Бурдейным на дороге, Александр Щуцкий, по его словам, лично попросил «шефа» Государственной таможенной службы Павла Рябикина провести служебное расследование на предмет его, Щуцкого, причастности к коррупции, и на время этого расследования отстранить его от должности директора Департамента. Что Рябикин и сделал 9 июня.
Уже на следующий день после «самоотстранения» Александра Геннадиевича от должности, 10 июня, он разразился в интернет-издании «РБК-Украина» пространным интервью, суть которого сводится к тому, что он, Александр Щуцкий, хороший и ни в чем не виноват. И что за распространением информации о причастности Щуцкого к тёмным делам стоят контрабандисты, которые развязали против честных неподкупных таможенников информационную войну.
Самое забавное, что интервью это, довольно скучное и несущее мизерную информационную нагрузку, растащили на заметки многие ведущие интернет-СМИ. Что указывает на вероятность того, что делалось это в рамках скоординированной информационной кампании, проводимой на коммерческой основе. Проще говоря, вероятно, сам Щуцкий платил деньги за волну позитива в поддержку самого себя.
Спустя несколько дней после первой информационной волны, Александр Щуцкий «набросил на вентилятор»через свою ФБ-страничку (его посты тоже растащили на заметки), записав видео-обращение к якобы заказчику информационных атак, которого вроде бы как лично знает. «Моя простая просьба и предложение – не трать деньга на медиавойну, — заявил Щуцкий. — Купи себе билет в свой Дубай – и сваливай!»
Но спустя каких-то пару дней наш герой проговорился, что смутно представляет, кого накануне «отправлял» в Дубай. В своем видео-интервью проекту «Politeka» на вопрос ведущего, кто же тот негодяй, развязавший против честного мытаря медиавойну, Александр Щуцкий ответил приблизительно следующее: «Это может быть любой контрабандист, которому я мешаю жить».
Автор этих строк рискнет немного не согласиться с Александром Геннадиевичем. Это может быть не какой-то контрабандист, а любой коллега Щуцкого, положивший глаз на те же денежные потоки, на которые претендует наш герой. Или, выражаясь терминологией экосистем, особь, конкурирующая с ним за ресурсы.
Мое предположение строится на времени, когда стали подыматься информационные волны против Щуцкого. Первая пошла весной прошлого года, после того как с увольнением Максима Нефёдова «осиротело» кресло председателя Государственной таможенной службы. Клевещут, что глава парламентской фракции «Слуги народа»Давид Арахамия «сватал» на вакантное место именно Александра Щуцкого, в то время возглавлявшего Черноморскую таможню. Но главе Офиса президента Андрею Ермаку был ближе и понятнее поднаторевший на госслужбе адвокат Павел Рябикин, а Щуцкому «выторговали» утешительный приз – должность директора Департамента профилирования рисков.
Павел Рябикин
Но поскольку Рябикина назначили по так называемой «карантинной процедуре», а не по букве закона, в этом году должен был состояться конкурс на должность главного мытаря (и, кстати, его замов). Поэтому не удивительно, что на нашего героя пошла вторая волна негатива в СМИ. История с $600 тыс. Бурдейного якобы для Щуцкого приключилась как раз за месяц до официального объявления конкурса 1 июля, что может свидетельствовать о нежелании лиц, влияющих на ГБР, лицезреть Александра Геннадиевича на конкурсе в любой ипостаси. По замыслу ОПы, конкурс в честной борьбе с другими кандидатами должен был выиграть действующий глава таможни (то есть, Рябикин), что, собственно, и случилось. Впрочем, Александр Щуцкий даже и не помышлял «подсидеть» шефа – он «баллотировался» на пост первого зама председателя Гостаможенной службы. Согласно опубликованному протоколу заседания Комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы, Щуцкий таки вышел в финал, уступив лишь 0,8 балла долларовому миллионеру из Львова, замешанному в «мутных» схемах с городской землей, – Льву Козакову.
Много денег из ничего, прокурор-дровосек и «шпионская» история на Волынской таможне
Ахиллесова пята любого госчиновника, особенно такого, который не щадя кармана и живота своего силится казаться честным и неподкупным как Александр Щуцкий, – его имущество. В эпоху открытых данных как ты не старайся доказать, что живешь на одну зарплату, твоё VIP-авто вместе с неприлично дорогой «дачей» рано или поздно вытащат на всеобщее обозрение.
Александр Щуцкий «въехал» на таможенную службу на Bentley Continental GT 2006 года выпуска стоимостью от $45 тыс. (более 1,2 млн грн по нынешнему курсу). Машина была записана на 71-летнего папу нашего героя. Предположим чисто смеха ради, что папа накопил на роскошное средство передвижения с пенсии.
Александр Щуцкий и его модная «тачка»
Сейчас, судя по последней доступной e-декларации чиновника, его семья ездит на Tesla X75 2016 года выпуска, якобы приобретенной супругой Щуцкого Светланой Бескоровайной в 2019 году. В декларации мытаря это детище Илона Маска оценивается в 341 тыс. грн., тогда как рыночная стоимость аналогичной машины того же года выпуска стартует от 1,5 млн грн. Также на благоверную Щуцкого записан домишко площадью в 400 «квадратов» в элитном Вышгородском районе под Киевом.
Однако на работу, если верить авторам «расследовательского» проекта «Гроші», Александр Щуцкий сейчас ездит на Audi SQ7 стоимостью порядка 3 млн грн, записанной на очень интересное подставное лицо.
На вопросы о том, откуда деньжищи на всю эту роскошь, Александр Щуцкий всегда отвечает журналистам: мол-де, до перехода на госслужбу крайне успешно работал в бизнесе, чем и обеспечил себя на всю жизнь. Однако согласно биографии Щуцкого, когда он не трудился на государственной службе (а начинал Щуцкий «служить народу» ещё при Кучме в Минэкономики), он не работал практически нигде. Александр Щуцкий утверждает, что на самом деле он жил с оказания бизнес-консультаций. Журналисты проекта «Наші гроші с Денисом Бигусом» выяснили, что отчасти это таки правда. Однако среди благодарных клиентов Александра Геннадиевича, которых он обслуживал аккурат накануне трудоустройства на таможне, оказались персонажи, ходящие под «уголовкой» за контрабанду.
Начинал свою таможенную карьеру Александр Щуцкий в 2016 году, причем там, откуда ему «прилетел» недавний скандал с Бурдейным – на Волынской таможне (если конкретней – на таможенном посту «Луцк», с которого он даже на некоторое время перескочил на пост зам.начальника региональной таможни). Прослужил там он недолго – чуть более года, но его пребывание на Волыни сопровождалось нешуточным скандалом с сюжетными вкраплениями шпионского триллера, отголоски которого можно услышать до сих пор (если покопаться в судебном реестре).
На момент внезапного и несколько таинственного появления Александра Щуцкого на Волынской таможне ею правил с приставкой «и.о.» Виктор Кривицкий – импозантная креатура тогдашнего премьер-министра Владимира Гройсмана.
Виктор Кривицкий
За несколько месяцев до прихода Щуцкого на 6 апреля 2016 года в Едином реестре досудебных расследований появилось уголовное производство № 42016031110000015 относительно должностных лиц Волынской таможни во главе с Кривицким по фактам незаконного обращения со спецоборудованием для получения информации (т.е., «прослушки»), злоупотребления властью, служебной подделки и получения неправомерной выгоды.
В сентябре того же года, когда Александр Щуцкий уже приступил к выполнению своих служебных таможенных обязанностей на Волыни, следователь регистрирует уголовное производство № 42017030000000371 по ст. 182 УК – нарушение неприкосновенности частной жизни. Сейчас это дело уже слушается в суде. Обвиняемым по делу проходит Виктор Кривицкий, потерпевшими – Александр Щуцкий и его дражайшая супруга Светлана Бескоровайная. Да, получается, что Кривицкий шпионил за семьей своего коллеги. Но обо всём по порядку.
Дело № 42016031110000015, которое про злоупотребление властью и получение неправомерной выгоды, тихо «дремало» на столе у следователя вплоть до того момента, пока в 2017 году не началась борьба за пост начальника Волынской таможни. 17 августа 2017-го в Ковеле Виктора Кривицкого ловят якобы на получении «откатов» от своих подчиненных в размере $50 и €50, также при «шмоне» машины начальника таможни находят «подозрительные» $500 и €500. Кривицкого закрывают в СИЗО, из которого он, впрочем, через три дня выходит по решению суда. Кроме получения микроскопических «откатов» от подчиненных Кривицкого также обвиняли в нанесении государству убытков в размере 300 тыс. грн путем якобы соучастия в продаже нерастаможенного комбайна.
Это дело впоследствии посыпалось в суде, Виктор Кривицкий отсудил у государства компенсацию, успел чуть-чуть поруководить Гостаможенной службой в статусе «и.о.» и ушел с хлебного места лишь после прихода «зеленых». Также отмечу, справедливости ради, что успешный уход Кривицкого от уголовной ответственности по смешным обвинениям свидетельствует, увы, не столько о неподкупности данного персонажа на своем посту, а скорее о стабильности равновесия, достигнутом видами в таможенной экосистеме. Ведь прокуроры и следователи как виды не в состоянии добывать в этой экосистеме ресурсы себе на пропитание самостоятельно, а лишь в симбиозе с таможенником.
Но в контексте нашего исследования в истории с Кривицким, конечно же, нам наиболее интересен Щуцкий.
Вскоре после выхода из СИЗО Виктор Кривицкий заявил, что против него ведется целенаправленная кампания, организатор которой – на тот момент генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. По словам Кривицкого, его гнобили уголовным делом в интересах Александра Щуцкого. За которым якобы стоял Александр Луценко, старший сын тогдашнего генпрокурора и друг господина Щуцкого.
Юрий и Александр Луценко
Обвиненные в коррупции чиновники часто переводят стрелки на других, выдвигая порою нелепые встречные обвинения. Но, как следует из уголовного производства № 42017030000000371, Кривицкий следил за Щуцким и, вполне вероятно, по крайней мере о дружбе последнего с генпрокурорским чадом знал достоверно.
Другой вопрос, какой мотив был у Луценко-младшего просить своего папаню брутально «подвинуть» Кривицкого ради Щуцкого? Каков вообще интерес семейства экс-генпрокурора на таможне? Ответ довольно прост: контрабанда. Уже не первый год в интернете циркулируют слухи, что родня Луценко якобы может стоять за незаконной вырубкой леса и «серыми», а также откровенно «черными» схемами экспорта украинской древесины в страны ЕС. В частности, говорилось о вывозе товарной вполне пригодной для производства мебели древесины под видом дров для отопления.
Слухи эти в конце 2019 года вылились в уголовное производство №42019060000000060, которое сейчас ведет Государственное бюро расследований. Расследование ведется (цитирую) «относительно группы лиц с признаками организованности и с коррумпированными связями, в состав которой входят руководители коммерческих структур, должностные лица государственных предприятий лесной отрасли, которые имеют статус правоохранительного органа и должностные лица Житомирской таможни ГФС (реорганизована путем присоединения к Киевской таможне Гостаможслужбы); члены указанной группы по предварительному сговору между собой наладили схему хищения государственных лесных ресурсов на территории лесных хозяйств Житомирской области, путем проведения незаконных порубок леса, переработки древесины с последующим экспортом ее за пределы Украины». В деле фигурируют по крайней мере одна фирма, в которой Луценко Александр Юрьевич был (на момент открытия производства) бенефициаром – «Нор Тун».
Согласитесь, в этом контексте приключения Щуцкого на Волынской таможне заиграли совершенно новыми яркими красками. Кстати, в одном из прошлогодних интервью Александр Щуцкий признал, что претендовал на кресло Кривицкого, правда, и словом не обмолвился обо всех драматических перипетиях. И до сих пор как рыба молчит о том, что нынче его бывший шеф и конкурент в борьбе за пост начальника таможни ходит под судом за бесцеремонное вмешательство в его, Щуцкого, частную жизнь. Наверное, чтобы избежать лишних расспросов на предмет того, что Кривицкий искал и таки нашел.
После скандала на Волыни покровители нашего героя попытались пристроить его начальником Закарпатской таможни, но этому крайне воспротивился тогдашний губернатор области Геннадий Москаль. Щуцкого немного, где-то с месяц, помурыжили на Луганской таможне, после чего перебросили на Сумскую, где он «прозябал» до прихода к власти «слуг народа» в 2019 году. Кому-то из новых хозяев жизни (говорят, Давиду Арахамии) этот персонаж очень приглянулся, поэтому в октябре 2019-го его выдернули начальником очень хлебного места – Черноморской таможни, контролирующей крупнейшие порты страны. Затем, как вы уже знаете из сказанного выше, его потащили на самый верх, где он попал в самую гущу внутривидовой борьбы.
И для нас нет принципиальной разницы, кто в ней победит – Щуцкий либо какой-то жирный карась. Но, согласитесь, порою наблюдать за схваткой в пруду бывает интересно.