Скандальный прокурор Киевской области Максим Киричук, который недавно слег на больничный, чтобы избежать переаттестации, известен своим бурным прошлым во главе Волынской областной прокуратуры. До перевода в столичный регион он слыл там одним из “князьков”, которые пытались крышевать добычу янтаря на территории области. Причем, “на счетчик”, как выяснилось, Киричук поставил не кого-нибудь, а целое КП Волынского областного совета.
Недавно СМИ опубликовали биографию Олега Немировского, кандидата на должность руководителя Киево-Святошинской местной прокуратуры Киевской области. Из нее следует, что претендент близко знаком с нынешним руководителем Киевской областной прокуратуры Максимом Киричуком, и вообще приехал с ним в столицу с Волыни. Авторы предположили, что без поддержки Киричука, Немировский никогда не получил бы карьерных перспектив, а продолжал бы гонять в волынских лесах “янтарных мафиози”.
Нам стало интересно, а чем же на Волыни занимался сам Киричук. Ведь нельзя было работать во столь взрывоопасном приграничном регионе, где, кроме янтаря, есть еще и огромные потоки контрабанды, — и не оставить там никаких следов.
Результат поисков не заставил себя долго ждать. Оказалось, что Киричук был одним из самых “дотошных” крышевателей янтаря в регионе и под конец своей “каденции” успел не только расставить на хлебные места людей с уголовным прошлым, но и затем рассориться с одним из самых влиятельных людей в стране.
“Встреться, поговори”
Как известно, сразу после своего назначения на “злачную” должность, большие начальники, как правило, пытаются разобраться “как тут у вас зарабатывают”, не оставили ли “попередники” каких-то подводных камней или наоборот, подсказок для “будущих поколений”. Поэтому первым делом после своего назначения в июле 2016 на должность прокурора Волынской области, Максим Киричук, по настоянию бывшего тогда генеральным прокурором Юрия Луценко, провел встречу с Василием Столяром, руководителем КП «Волиньприродресурс» Волынского облсовета.
Выбор на это коммунальное предприятие пал не случайно, ведь компания имеет специальные разрешения на пользование недрами в Волынской области, в т.ч. на право добычи янтаря-сырца сроком действия 20 лет.
Здесь нужно сказать, что Максим Киричук — далеко не профан в делах недропользования и “дополнительный заработок” с подачи Луценко выбрал себе не случайно. До Волыни Киричук работал на Закарпатье “профильным” природоохранным прокурором и наладил там эффективное “крышевание” потоков от незаконной вырубки леса и добычи местных полезных ископаемых (это кроме “обналичивания” таможенных постов и транспортных перевозок контрабандных товаров). Именно поэтому в янтарный бизнес он собирался зайти с наскока.
Тем более, что заходить было куда. Согласно оперативным данным, КП “Волыньресурс” имеет разрешения на добычу янтаря на площади более 50 тыс. га. И поэтому разговор со Столяром был достаточно жестким: “условия сотрудничества” должны были основываться на ежемесячных отчислениях в прокурорский карман “круглой” суммы. Иначе — бесконечные проверки, обыски, допросы и прочий широкий спектр “аргументов”. Но у Столяра не дрогнула рука отказаться от “щедрого” предложения. В результате Киричук запустил механизм репрессий против КП.
Чтобы принудить руководство компании к сотрудничеству, он “заказал” в департаменте “Кононенко-Грановского” (Департамент по расследованию особо важных дел в сфере экономики ГПУ) уголовное производство №42017000000000354 по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Государственной службы геологии и недр Украины, которые якобы незаконно выдали специальные разрешения на пользование недрами на добычу янтаря на территории Волынской области, чем вызвали тяжелые последствия для государственных интересов, по признакам уголовного преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 364 УК Украины. Дело открывал лично начальник управления Владимир Гуцуляк, известный своей преданностью Луценко и готовностью отрабатывать любые коммерческие заказы.
В рамках противостояния дела то форсировались, то приостанавливались, что могло косвенно свидетельствовать о возможных достигнутых коррупционных договоренностях. Судя по данным из Единого реестра судебных решений, дело до сих пор “подвешено” где-то между судами и прокуратурой, которая вяло обжалует отдельные решения по “Волыньприродресурсу”, иногда делая вид, что ей это интересно (очевидно, когда янтарная “мзда” задерживается и не поставляется по адресу).
Одним из этапов конфликта Киричука и волынян стала публичная перепалка на сессии облсовета, где прокурор оправдывался за обыски в Маневической ОТГ и пытался вменить “янтарным коммунальщикам” отсутствие у них разрешения на геологическую разведку. Публично противостояние закончилось поражением Киричука, однако по факту, как утверждают злые языки, обыски сделали свое дело и руководители стали сговорчивее.
Следы “Нарика” и “Умки”
Некоторые источники из числа высокопоставленных работников Офиса Генерального прокурора уже сегодня указывают, что тогда указанным коррупционным договоренностям прокурорских с руководством КП, якобы способствовали личные договоренности между Юрием Луценко и Игорем Коломойским.
В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что номинальным инициатором создания КП выступил близкий соратник Коломойского Игорь Палица, тогда — председатель Волынского областного совета. Кроме того, полученная информация указывает об устоявшихся деловых и дружеских отношениях Палицы с «вором в законе» из Днепра Сергеем Олейником по кличке «Умка». Кроме того, существенное влияние на Палицу имеет Александр Петровский (Налекрешвили) по прозвищу «Нарик», лидер преступной группировки, противоправная деятельность которой давно вышла за пределы Днепра. В то время “Нарик” выступал бизнес-партнером Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова по украинско-израильской фирме с иностранными инвестициями «Эйс Украина» (ЕГРПОУ 31384882). Согласно оперативной информации, на самом деле именно «Умка» и «Нарик», благодаря воздействию на Палицу способствовали созданию “янтарного” КП.
Косвенным подтверждением этого является тот факт, что на руководящие должности в КП была “командирована” группа лиц, подконтрольных группировке «Нарика» и «Умки», который занял ведущие позиции на «теневом рынке янтаря» в Волынской области.
Среди таких лиц — уже упомянутый Василий Столяр (не мудрено, что поначалу он отказывался платить за “крышу” Киричуку, имея более солидных “покровителей”). В сферу “понятийного” влияния «Нарика» и «Умки» входят именно те месторождения янтаря в Волынской области, на которые КП получило спецразрешения. Фактически благодаря постоянному отвлечению внимания со стороны Киричука (выставлял КП жертвой политических преследований), “Нарик” и “Умка” могли спокойно продолжать незаконную добычу янтаря под эгидой коммунальной компании областного совета.
Сегодня Максим Киричук также не чужд недропользованию. В Киевской области он, по некоторым данным, “сопровождает” незаконную добычу песка на берегах Днепра и “координирует” незаконную сеть автозаправочных станций. Очевидно, что его богатый опыт работы с авторитетными специалистами должен быть по заслугам оценен руководством Офиса Генпрокурора, который как раз сейчас осуществляет проверку действий Киричука и его команды.
По материалам ОРД