Ринат Ахметов внезапно решил выйти из медиабизнеса и остановить свои 11 каналов. Официальная причина – риск официально стать олигархом. Подробности Украинский медиарынок пережил шок: один из его ключевых игроков, бизнесмен Ринат Ахметов решил выйти из игры. Это ставит вопрос о прекращении вещания 11 телеканалов его холдинга Медиа Группа Украина. Решение бизнесмена стало новостью даже для сотрудников медиахолдинга. Почему Ахметов принял это решение и придется ли ему отдать каналы государству?
Что произошло
11 июля в 17:01 на Facebook-странице группа SCM появилось заявление Ахметова: он решил отдать все лицензии, которыми владеет его Медиа Группа Украина (МГУ), «в пользу государства». Также работу прекратят и онлайн-ресурсы компании. Причиной бизнесмен называет давление «закона об олигархах» и невозможность продать бизнес за шесть месяцев, которые дает закон. «Я неоднократно говорил, что не был, не являюсь и не буду олигархом», – объяснил решение Ахметов. Позже у Ахметова добавили, что будут выходить на рынок Польши в партнерстве с Cyfrowy Polsat Polsat Box Go. Но вскоре это сообщение было удалено со страницы группы. Теоретически, даже по «закону об олигархах» МГУ могут спокойно запустить свои каналы в Польше и вещать на Украину через интернет и спутник, предполагает экс-руководитель каналов Тонис, СТБ и УТ-1 Николай Княжицкий в комментарии. Что такое Медиа Группа Украина Группа имеет 11 телеканалов (в частности, Украина, Украина 24, каналы Футбол 1/2/3, НЛО, Индиго), платформу OLL TV, издание Сегодня и журнал Vogue UA. В холдинге работает 4000 человек. Входит в группу компаний SCM. По результатам 2020 года канал Украина был самым популярным в Украине и охватывал 13,4% всех телезрителей, свидетельствует отчет Детектор медиа.
Что значит решение Ахметова
Заявление Ахметова о передаче лицензии «в пользу государства» – это игра слов, объясняет LIGA.net член общественного совета при Нацсовете по телевидению и радиовещанию Александр Глущенко. Отказ от лицензии не означает, что телеканалы теперь перейдут в пользование государства, добавляет он. Украина как государство по закону не имеет права владеть медиа, объясняет LIGA.net руководитель Национальной общественной телерадиокомпании Зураб Аласания. Исключения – FreeDom, ранее вещавший на ОРДЛО, и узко специализированный канал Рада. Лицензия – это, по сути, разрешение на работу телерадиокомпании, объясняет Глущенко. Отказ от нее означает, что ее телеканалы просто прекратят работу после прохождения соответствующей процедуры. «Если у вас есть студия, телеканал и вы получили лицензию, но в какой-то момент захотели прекратить работу, то это не значит, что вы должны государству отдать свои камеры, оборудование. Это частная собственность», – объясняет Глущенко. В таком случае сотрудники обычно увольняются, добавляет он. По схожей формуле SCM избавлялся от мобильного оператора life и покупал телеком-оператора Укртелеком*, когда изменился приоритет развития бизнеса, говорит Глущенко.
Понятный шаг
Решение Ахметова – настоящий шок для рынка, рассказывает LIGA.net Александр Глущенко. Как и для сотрудников медиагруппы, говорит LIGA.net один из журналистов холдинга на условиях анонимности. О возврате лицензий собеседник также узнал из СМИ. Действие закона об олигархах – одно из требований для вступления Украины в ЕС. Он предполагает создание реестра олигархов. Также чиновники будут отчитываться о встречах с олигархами, а последним запретят финансировать политическую деятельность. Ахметов как владелец медиа и крупнейший игрок в металлургии и энергетике – один из тех, кто рискует попасть в список. Самая большая угроза – публичный статус олигарха, который будет отпугивать бизнес-партнеров, объяснял министр юстиции Денис Малюська. 30 июня президент Владимир Зеленский ввел в действие Положение о реестре олигархов, которое ранее утвердил Совет национальной безопасности и обороны. Первые результаты для начала разговоров о вступлении в ЕС Украина должна показать в декабре 2022-го. В частности, речь идет о запуске закона об олигархах, выборе главы САП и реформе правоохранительных органов. Впрочем, медиабизнес – тяжелая ноша для бизнесмена не только из-за «клейма» олигарха. Когда началась война, доходы холдинга от рекламы упали на 98%, рассказывал Forbes руководитель МГУ Евгений Бондаренко. Еще до войны такие доходы [доходы любой медиагруппы] обычно покрывали лишь 10-15% расходов, оценивает экс-руководитель Тонис, СТБ и УТ-1 Николай Княжицкий. В условиях войны работа телеканалов свелась преимущественно к телемарафону, который длится несколько часов в день и не предполагает рекламы, добавляет Зураб Аласания. Еще до войны холдинг был дотационным, свидетельствует финансовый отчет МГУ за 2021 год. Несмотря на номинальную прибыльность*, в 2021 году группа получила 1,2 млрд грн помощи от SCM (движение средств от инвестдеятельности). А в 2020 году пособие составило все 7,1 млрд грн. Уточнено. * – речь идет об операционной прибыли в 161 млн грн. Чистые показатели – убыток почти в миллиард грн в 2021 году и –2,7 млрд грн в 2020. Впрочем, война ударила и по всей империи Ахметова, в том числе по прибыльной металлургии.
Что будет дальше
Решение Ахметова потянет вниз весь рынок и сделает его меньше, считает Глущенко. «Это не первый телеканал, сдавший лицензию – до этого были региональные. Это звонок общенациональным медиа оптимизироваться», – говорит Глущенко, имея в виду сокращение расходов. «Рынок уже не будет таким, как раньше. Кандидат в ЕС – серьезная вещь. МГУ шла неплохо по показателям влияния, конкурировали с 1+1. Если так решил Ахметов, то что уж делать другим владельцам?! Продать по крайней мере сейчас невозможно», – считает Аласания. Если SCM действительно вернет лицензии, государство сможет повторно их выставить на конкурс для запуска других каналов, говорит экс-руководитель Тониса и СТБ Княжицкий.