ФИГУРАНТ

Отравление Ющенко: что это было?

Исполнилось 15 лет с момента отравления третьего президента Украины. Ющенко знает заказчиков и исполнителей покушения, на которых вышло следствие. Более того, он указал их на допросе. Главная причина того, что дело «на паузе» — нежелание власти Януковича, а потом и Порошенко, доводить его до конца.

На фото: Третий президент Украины Виктор Ющенко (в центре), премьер-министр Юлия Тимошенко и спикер парламента Владимир Литвин (справа). Киев, 17 апреля 2005 года

Виктора Ющенко — в то время кандидата на эту должность, который был одним из двух фаворитов президентской гонки-2004. Сам Ющенко и часть свидетелей по делу считают отравления свершившимся фактом, и даже указывают на вероятных виновников в Украине и в Кремле. Часть же свидетелей и участников событий 5 сентября доказывают, что отравления вообще не было. Единства в этом нет даже у представителей прокуратуры. С тех пор в Украине 12 раз менялись генеральные прокуроры, но ни один из них не сумел довести дело до логического конца.

Радио Свобода собрало важные факты по «делу отравления Ющенко» и опросило некоторых участников событий.

Как все происходило

Сацюк позже утверждал, что просьбу о встрече с главой СБУ Смешко от имени Ющенко ему передал Давид Жвания. Он рассказал также, что была украинская кухня, а также раки, пиво и водка. По мнению самого Виктора Ющенко, отравление произошло именно на этом ужине.

В тему: Цель — Украина. «Дело Гонгадзе», «кассетный скандал»: Марчук, Медведчук и КГБ

«К самому Владимиру Путину я обращался в 2005 году, просил о сотрудничестве российской и украинской прокуратур. Например, по обмену продуктами диоксина, который производится в российских лабораториях, чтобы украинская сторона получила формулы материала, как получила от других международных центров. Украине не выдали лиц, которые это преступление совершили. Никакого конструктивного шага со стороны России для расследования не сделали», — сообщил Ющенко.

В то же время самого Ющенко его оппоненты обвиняют в том, что он отказался сдавать повторные анализы крови. Диоксин, по мнению медиков, остается в теле много лет, поэтому его следы можно обнаружить и постфактум.

Виктор Ющенко

В тему: Яды кремлевских отравителей

Почему отравление Ющенко так трудно раскрыть?

Радио Свобода собрало мнения по этому поводу как от представителей прокуратуры, так и от свидетелей и непосредственных участников событий.

Отравления как такового не было — утверждает участник «тайной вечери» 5 сентября Игорь Смешко, тогдашний глава СБУ, а сейчас — председатель партии «Сила и честь».

Игорь Смешко — Разведчик Смешко проморгал: «банду Гончарова», «кольчуги», убийство Гонгадзе

«Факт отравления Ющенко юридически не установлен до сих пор», — заявил Смешко в интервью Радио Свобода в июне 2019 года.

Ранее, в эфире телеканала «ЗИК» он отстаивал это мнение в споре с бывшим заместителем главы секретариата президента Ющенко и руководителем его избирательного штаба на выборах-2004 Романом Бессмертным.

«На сегодня факт отравления юридически не доказан, единственный раз, когда был взят образец крови у действующего (на то время) президента — нарушили норму Уголовно-процессуального кодекса. Невозможно доказать, какая именно кровь исследовалась за рубежом, потому что эта цепочка была разорвана, — утверждает Смешко. — Поэтому прокуратура обратилась, чтобы повторно взять образцы крови, но Ющенко этого не сделал. А комиссионная экспертиза на основе документации клиники «Рудольфинерхаус» (мы еще успели истребовать ее в январе 2005 года, потому что Ющенко был категорически против), это экспертиза в составе 18 академиков, факта отравления там нет. Кроме того, невозможно так отравить, чтобы пострадала только одна часть тела (лицо), особенно — таким ядом … Имитацию отравления никто не расследовал дальше. Потому что это било по репутации президента страны».

Со своей стороны, Роман Бессмертный доказывает, что следствие и медицинская экспертиза подтвердили факт отравления, а тем временем подозреваемые в отравлении — избегали контактов со следствием, что и стало одной из причин затягивания дела.

«Относительно первой экспертизы (крови Ющенко) — факт отравления имеется, и это доказано. Обращу внимание на одну вещь: из 12 версий преступления одна — в принципе не проработана. Потому что ни один из тех, кому было предъявлено подозрение, не явились (к следователю). На тот момент это были премьер-министр, министры и народные депутаты. В аналогичных случаях, которые были исследованы, и по рецидивам, которые были обнаружены — это действительно отравление тем препаратом, который определили (диоксин — ред.)».

Прокурор департамента спецрасследований Алексей Донской — один из тех, кто начинал расследование отравления Ющенко в группе Галины Климович. Он рассказал Радио Свобода, что смогло установить следствие и почему дело не движется к завершению.

«Нашу группу расформировали — допросив Галину Климович и каждого из нас в этом производстве, в качестве свидетелей, якобы по фактам незаконной слежки. Это исключило возможность в дальнейшем принимать участие в расследовании … В деле собраны достаточные, категорические доказательства, которые в своей совокупности и взаимосвязи доказывают факт умышленного отравления. То есть этот факт полностью доказан. Мы собрали и доказательства мотива. Также мы собрали доказательства, правда, косвенные, в отношении лиц, причастных к отравлению. К сожалению, тогдашняя депутатская неприкосновенность господина Жвании, к которому было много вопросов, позволила ему избегать общения со следователями», — отмечает прокурор.

По словам Донского, следствие имело много вопросов к Давиду Жвании, Николаю Мартыненко и Виктору Януковичу, однако те просто игнорировали следственные действия. Тогдашний президент Украины Янукович, считает Алексей Донской, лично препятствовал следствию.

Также, напоминает Донской, участник рокового ужина 5 сентября Владимир Сацюк на время следствия скрывался в России, что не давало возможности его допросить. В то же время следственная комиссия парламента (которая заявила, что ей удалось допросить Сацюка), по мнению прокурора, не принимала реального участия в расследовании, а наоборот — препятствовала ему.

В то же время в прокуратуре есть и другие мнения относительно «диоксинового дела». Так, главный военный прокурор Анатолий Матиос со ссылкой на своего заместителя Игоря Козлова (ранее расследовал отравление Ющенко) заверил, что факта отравления не было.

В тему: К убийству Николая Медолиза причастна «банда оборотней» Гончарова?

«Я могу это сказать, потому что сроки давности (о неразглашении) такие. Я его спрашивал: Игорь Николаевич, вот скажи, ты расследовал … скажи, было или не было (отравления)? Он сказал «Нет». Отравления не было», — отметил Матиос в интервью YouTube-канала Politeka Online.

Со своей стороны, бывший журналист-расследователь и экс-народный депутат Сергей Лещенко, который также является свидетелем по этому делу, в беседе с Радио Свобода признает, что сам Виктор Ющенко отнюдь не способствовал следствию. В то же время Лещенко доверяет выводам прокуроров по делу о том, что умышленное отравление действительно имело место.

Сергей Лещенко

«Проблема была в том, что Ющенко отказался давать образцы крови, поэтому дело замедлилась. Когда дело забрали у группы прокуроров Галины Климович — оно совсем потеряло динамику. Почему такова позиция, например, Игоря Смешко? Все просто: он, как политик, не хотел бы, чтобы его фамилию упоминали в таком контексте», объясняет экс-депутат и свидетель по делу.

При этом Лещенко не исключает «российского следа» в отравлении Ющенко, учитывая отношение к нему в Кремле и подробности отравления Скрипалей и других подобных прецедентов в мире.

Нежелание Ющенко повторно сдавать кровь могут объясняться спецификой его характера: «не желанием что-то скрыть, а какими-то иррациональными мотивами», предполагает экс-депутат.

Сергей Лещенко утверждает, что дело об отравлении Ющенко стало одним из тех, которые в Украине передаются по наследству от одного генпрокурора к другому и не имеют продолжения. Поэтому, предполагает он, пока у этого дела столько же перспектив, сколько у дела об убийстве Вадима Гетьмана, Георгия Гонгадзе и Павла Шеремета.

Со своей стороны, Алексей Донской отмечает, что дело об отравлении Ющенко, в котором говорится о покушении на кандидата в президенты, предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения и не имеет срока давности.

Сам потерпевший по делу — Виктор Ющенко — утверждает, что знает виновников покушения на него. В различных интервью он говорит и о Кремле, и о бывших представителях его окружения, в частности — о Давиде Жвании.

«Давно уже нет сомнений, кто отравил меня. Следствие прошло большой путь. Оно уже знает, из какой страны этот материал, кем и каким маршрутом привезен. Все, кто это делал, находятся не в Украине. Но есть процедура следствия, которая должна завершиться. Давал ли Владимир Путин лично приказ отравить меня — решенный вопрос, но я не могу объявлять ответ», — говорил Ющенко еще в 2008 году.

С 2018 года, после попытки отравления Скрипалей в Великобритании, Ющенко стал сравнивать покушение на себя с действиями российских спецслужб против оппонентов России в мире. Об этом говорит и его жена Екатерина.

Екатерина Ющенко

В тему: Виктор Медведчук: во власть — по костям. Агент «Соколовский»

«То, что мы видим, это гибридная военная тактика, которую Россия использует в Великобритании, Европе и США, — это именно то, что было сделано в Украине много лет назад. Мы говорим об отравлении, говорим о фальшивых новостях, о финансировании радикальных партий, мы видим то же самое: это было страшным повторением того, что мы наблюдали в нашей стране», — сказала Екатерина Ющенко в интервью Sky news.

Бывший заместитель генпрокурора Николай Голомша в интервью «Украинскому радио» подтвердил, что версия российского происхождения яда так же рассматривается следствием. Но подробности — государственная тайна.

Некоторые факты о деле отравления Ющенко