ФИГУРАНТ

Коррупция в Киевской школе экономики Милованова станет поводом для расследования правоохранителей США?

Коррупция в Киевской школе экономики, президентом которой является экс-министр экономики и действующий советник главы Офиса Президента Тимофей Милованов может стать предметом расследования правоохранителей США.

В частности, речь идет о возможном применении норм Закона США о коррупционных практиках за границей (FCPA), под действия которого может попадать деятельность Тимофея Милованова как резидента США.

Конечным бенефициаром почти всех компаний, входящих в неформальную группу Киевской школы экономики (КШЭ), является американская компания Economics Education and Research Consortium (52-22644611), тесно связанная с украинским олигархом Виктором Пинчуком, а пост президента там, согласно официальных отчетов, занимает Тимофей Милованов. Если учесть, что основными поставщиками выручки в неформальную группу компаний КШЭ являются украинские госкомпании, а детальный анализ деятельности самой группы показывает наличие коррупционных рисков, менеджмент Economics Education and Research Consortium может быть притянут в США к административной и уголовной ответственности в соответствии с нормами закона FCPA.

Общая финансовая выручка неформальной группы компаний КШЭ за 2020-й год составила 126,123 млн. грн. Источниками формирования выручки группы была не только благотворительная помощь, гранты, но и средства государственных компаний. В таблице ниже не учтены компании Economics Education and Research Consortium (USA) и ряд компаний, основанных лично сотрудниками КШЭ и Тимофеем Миловановым.

При проведении анализа связей группы компаний КШЭ с госсектором, можно сделать выводы, что больше половины компаний, которые входят в неформальную группу КШЭ, получают значительную часть выручки из бюджетных организаций или госкомпаний. Часть компаний, которые входят в неформальную группу КШЭ, выплачивают народным депутатам, чиновникам НБУ, АМКУ, МЭРТ, Минфина и других государственных учреждений вознаграждение. Но такие компании КШЭ не имеют ни статуса учебного заведения, ни высшего учебного заведения. Формально, такое состояние дел есть нарушением действующего антикоррупционного законодательства, на что необходимо обратить внимание НАЗК и НАБУ. Необходимо проверить, за какие именно работы получают чиновники свои доплаты, и не идет ли такая работа в разрез со служебными обязанностями указанных чиновников. НАЗК должен обратить внимание, что выплаты декларантам со стороны КШЭ – это не еденичный, а массовый факт.

Так, Благотворительный фонд “Киевская школа экономики” (35133288) не получал средства из бюджета или от госкомпаний, но регулярно выплачивал средства топовым государственным чиновникам за работы, которые могут быть несовместимы со статусом госслужащего, народного депутата или публичного лица. Среди получателей средств от “благотворительного фонда” были следующие деятели ( за данными деклараций): Кияшко Сергей Александрович – главный эксперт отдела исследований Департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ; Лахтионова Лилия Владимировна – директор департамента регулирования публичных закупок Министерства экономического развития и торговли Украины; Лахтионов Иван Валентинович – начальник отдела инновационных проектов ОО “Трансперенси Интернешнл Украина”; Пинзеник Виктор Михайлович, бывший народный депутат Украины; Глазунов Анатолий Олегович – экономист управления макропруденциальной политики Департамента финансовой стабильности НБУ; Найем Мустафа-Наси – заместитель генерального директора по вопросам взаимодействия с органами государственной власти государственного концерна “Укроборонпром”. Всего фонд выступил донором около 30-ти лиц из НБУ, Министерства экономики, АМКУ, Верховной Рады Украины.

Соответственно данных госреестра, Благотворительный фонд “Киевская школа экономики” имеет право вести такой вид деятельности: “ 88.99 Предоставление другой социальной помощи без обеспечения проживания.” Тем не менее, фонд не является научным учреждением и не может выплачивать гонорары за научную или преподавательскую деятельность, которая разрешена чиновникам согласно действующего законодательства.

Частное учреждение “Университет “Киевская школа экономики” активный участник госзакупок. Только на “Прозоро” частное учреждение приняло участие в 78-ми тендерах и подписало 74 договора на общую сумму 6,74 млн. грн. Среди покупателей: УКРГАЗВЫДОБУВАННЯ – 2,25 млн. грн.; НАК “Нафтогаз Украины” – 1,98 млн. грн.; АТ “УКРТРАНСНАФТА” – 0,98 млн. грн.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ “КИЕВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ” не продавал услуги через Прозоро, но имел ту же проблему что и благотворительный фонд КШЭ – выплачивала госчиновникам, в том числе Тимофею Милованову, щедрые гонорары. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ “КИЕВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ” не есть научным или образовательным учреждением.

ГО VOX UKRAINE возглавлялась Илоной Сологуб, женой заместителя главы НБУ Дмитрия Сологуба. VOX UKRAINE известный в Украине получатель грантов, но идентифицировать все гранты невозможно, так как гранты и международная помощь, которая идет на НБУ, регистрируется не Министерством экономики, а международным департаментом в НБУ. Из открытых источников известно, что ГО VOX UKRAINE имело в банках Украины счета в таких “экзотических” для Украины валютах, как польские злотые и шведская крона. Центральные банки Польши и Швеции предоставляли Украине помощь через НБУ, поэтому есть очень высокая вероятность того, что VOX UKRAINE работало под влиянием конфликта интересов: жена (Илона Сологуб) исполняла работы для доноров, после предоставляла их на утверждение распорядителю средств – НБУ, где распорядителем по факту был ее супруг (Дмитрий Сологуб). Также, VOX UKRAINE не являясь научным или образовательным учреждением, выплачивало средства государственным чиновникам.

ООО “Киевская школа экономики и менеджмента” принимала активное участие в госзакупках. За время их работы на Прозоро ООО выиграло у 36-ти тендерах на общую сумму 32,15 млн. грн. Самые крупные покупатели: НАК “Нафтогаз Украины” – 18,4 млн. грн.; АТ “УКРГАЗВЫДОБУВАННЯ” – 3,36 млн.грн.; ДП ДГЗП “Спецтехноекспорт” – 1,68 млн. грн.; АТ “УКРТРАНСГАЗ” – 1,54 млн. грн.; Национальный Банк Украины – 0,5 млн. грн.

Изучение истории развития Киевской Школы Экономики показало, что с самого начала Economics Education and Research Consortium действовала с участием олигарха Виктора Пинчука. Позже была зарегистрирована в США Economics Education and Research Consortium (USA) под номером 52-2264611 как благотворительная организация. Юридический адрес благотворительного фонда Economics Education and Research Consortium (USA) совпадал с адресом проживания Андерса Ослунда из лоббистской организации Atlantic Council, участником которой является Виктор Пинчук. Так, Victor Pinchuk Foundation официально поддерживает большинство инициатив Atlantic Council, а сам господин Пинчук вошел в состав Совета Atlantic Council еще в 2016 году. Тяготение неформальной группы компаний КШЭ к нефтегазовому комплексу, полностью оправдано, так как они есть в числе значимых клиентов завода Виктора Пинчука Интерпайп. Согласно информации наших источников, через лоббистов Виктор Пинчук при каждом изменении власти назначает в госкомпании нефтяной индустрии “своих менеджеров”, с которыми КШЭ легко договориться о выигрыше в тендерах. Иными словами, совпадение интересов Виктора Пинчука и клиентуры КШЭ в госсекторе не есть случайностью.
Читайте также: В США резко возросла заболеваемость коронавирусом среди детей: больницы переполнены

В Украине Тимофей Милованов, а также члены его семьи, неоднократно ставали фигурантами громких коррупционных скандалов, связанных с деятельностью неформальной группы компаний Киевская школа экономики. Достаточно вспомнить, как еще до завершения тендера группа руководителей госпредприятия «ГП« НАЭК «Энергоатом» начала проходить обучение в Киевской школе экономики стоимостью 8 миллионов гривен, а за день до назначения Тимофея Милованова в набсовет “Укроборонпрома” дочернее предприятие концерна – “Спецтехноэкспорт” – заключило соглашение с ООО “Киевская школа экономики и менеджмента” о предоставлении услуг по проведению рыночных исследований стоимостью 1,68 млн грн. Милованов отрицал наличие конфликта интересов при заключении этого контракта, но в итоге после общественного резонанса и открытого НАБУ уголовного дела заявил, что КШЭ откажется от оплаты за выполнение этого заказа.

Стоит отметить, что каждый раз когда в адрес Тимофея Милованова и неформальной группы компаний КШЭ звучали обвинения в коррупции, господин Милованов вспоминал о “прозрачной юридической структуре” КШЭ а также наличии в составе Совета КШЭ экономистов с мировым именем, в частности – нобелевского лауреата по экономике Роджера Ма́йерсона. Вопрос – насколько проинформирован 70-летний американский экономист о том, что его имя в украинских СМИ больше ассоциируется с коррупционными скандалами Тимофея Милованова, чем с “теорией игр” и о перспективах в столь почтенном возрасте давать показания касательно возможной коррупционной составляющей деятельности КШЭ, остается открытым.

НАБУ, САП и правоохранителей Соединенных Штатов, резидентом которых является Тимофей Милованов, могут заинтересовать возможные коррупционные риски, связанные с деятельностью Милованова в Украине. Если рассматривать деятельность компаний неформальной группы КШЭ не по отдельности, а в комплексе и в интересах олигарха Виктора Пинчука, можно предположить, в чьих интересах работает сам Тимофей Милованов, как советник в Офисе Президента.

В США расследование подобных дел может длиться даже не годами, а десятилетиями, а один только факт, что Тимофей Милованов есть директором американского благотворительного фонда, зарегистрированного по месту проживания связанного с Виктором Пинчуком и хорошо известного в правительственных кругах Вашингтона лоббиста Андерса Ослунда из Atlantic Council, говорит о многом.

Значимые государственные должности, занимаемые Тимофеем Миловановым, при детальном рассмотрении, могут быть катализатором коррупционных потоков возле КШЭ, что делает господина Милованова токсичным для президента Владимира Зеленского. Появление Тимофея Милованова в ОП, его активный PR и привязка к имени Владимира Зеленского никак не может соответствовать двум направлениями реформ, которые провозглашены Офисом Президента: деолигархизации – так как Милованов сам работает на олигарха Виктора Пинчука, и борьбе с коррупцией – так как Милованов может иметь прямое отношение к коррупционным потокам.