Нынешняя уникальность Закарпатья заключается в том, что здесь, в отличие от всех других украинских регионов, самодостаточным №1 является местный губернатор Москаль
Когда Леонид Кучма создавал в середине 1990-х свою президентскую вертикаль из облгосадминистраций, ключевая роль их глав как раз и состояла в формировании вокруг себя основного центра регионального влияния и принятия всех важных решений на местах. При последующих президентах этот главный признак губернаторов постепенно стал сходить на нет: руководители ОГА становились в лучшем случае «смотрящими» от реальных местных князьков, а в худшем – вообще удостаивались обидных званий «свадебных генералов» или «зиц-председателей». Сейчас, по сути, единственным в стране самодостаточным главой области является уникальный в своем роде Геннадий Москаль, который уже на старте своего закарпатского губернаторства сумел «снять корону» с головы самого Виктора Балоги — закарпатского олигарха №1. Геннадий Москаль
В своей богатой правоохранительной и политической биографии генерал-лейтенант милиции Москаль уже имел плотное знакомство с Закарпатьем – в 2001 – 2002 годах он первый раз занимал кресло местного губернатора, сменив на этом посту именно «хозяина края» Балогу. В июле 2015-го опытный Геннадий Геннадиевич прямиком из зоны АТО (на тот момент Москаль возглавлял Луганскую областную военно-гражданскую администрацию) вторично вошел в одну и ту же реку. И снова ему предстояло ликвидировать последствия разнуздавшихся амбиций Виктора Ивановича, которые громко прогремели на всю страну во время балоговского усмирения с помощью местных «правосеков» другого закарпатского серого кардинала Михаила Ланьо, вышедшего из-под контроля Балоги.
Надо признать, с этой генеральной задачей Москаль справился успешно и достаточно оперативно, сформировав после выборов-2015 в Закарпатском облсовете подконтрольную себе коалицию из БПП, «Відродження» и КМКС (Партия венгров Украины), которой, в случае чего, всегда подсобляют 4 депутатских штыка «Оппоблока». И это притом, что изначально облсоветовское большинство создавал вокруг своего «Единого центра» Балога, к которому примкнули фракции «Батьківщина» и КМКС, но для избрания главой облсовета «батьківщинця» Александра Кеменяша не хватило всего одного голоса.
Ситуацией тут же воспользовался Москаль (он также был избран областным депутатом от БПП), перетянув на свою сторону венгров, которые в результате получили себе портфель первого вице-спикера для своего лидера Иосифа Борто. А вот спикером стал выдвиженец БПП, бывший таможенник Михаил Ривис, лично обязанный своим возвышением исключительно губернатору. Наконец, последний с июня 2018 года официально возглавил Закарпатскую облорганизацию партии Петра Порошенко, так что поведет «порошенковцев» Закарпатья на президентские и парламентские выборы-2019 именно Москаль.
В ОГА все ключевые должности, что также уникально для Украины, занимают прямые губернаторские ставленники, пришедшие в команду Москаля из силовиков. Например, его первый зам Иван Дуран и вице-губернатор Виктор Микулин ранее годами служили в СБУ, а еще один замглавы ОГА Владимир Колесников в своей жизни проработал в структурах МВД, налоговой и таможни. За всеми ними, включая самого Москаля, не тянется какой-либо публичный бизнесовый след, что четко обозначено в их е-декларациях. Иными словами, они, конечно, чиновники небедные, но вполне подходят под характеристику «служивого люда».
Виктор Балога
При всех последних политических поражениях, отражающихся, само собой, и на бизнесе, Виктор Балога со своим разветвленным семейным кланом остается самым богатым олигархом Закарпатья. Он продолжает контролировать компании, вышедшие некогда из ООО «Барва», ныне специализирующиеся на разных профилях деятельности — от продажи в регионе продуктов питания, алкоголя и табачных изделий до торговли бензином, от строительства и транспортных услуг до владения медиа. Закарпатцы давно судачат о связи Балоги с контрабандными потоками, но вполне презентабельной для его бизнес-империи является вывеска «Закарпатской продовольственной группы» с целой сетью местных супермаркетов «Барва». При этом, что характерно, практически все эти фирмы зарегистрированы на его супругу Оксану Балогу, являющуюся сейчас к тому же депутатом Закарпатского облсовета от партии «Единый центр».
Вообще-то приобщать всех своих родных к политической деятельности стало уже некой семейной традицией. С 2015-го сын Балоги Андрей – мэр Мукачево, города, давно считающегося оплотом всей семьи. Как раз по мукачевскому мажоритарному округу №69 неоднократно избирался в Верховную Рады и сам Виктор Иванович, в последний раз там Балога-старший триумфовал и на перевыборах-2014. В целом из шести одномандатных округов Закарпатской области четыре крепко «прикарманило» себе это славное семейство. Так, по округу №73 с центром в Виноградове в парламент прошел средний брат Иван Балога, по округу №71 (Хуст) – младший брат Павел Балога, а по округу №72 (Тячев) – их двоюродный брат Василий Петевка.
Кстати, все они в 2014-м должны были идти под флагом БПП, но тогда что-то не срослось якобы из-за некого личного конфликта Балоги-старшего с Порошенко. Тогда в ВР балоговские братья все равно избрались как самовыдвиженцы, но с тех пор делом принципа президента стало приструнить своего бывшего соратника и по руководству партии Виктора Ющенко «Наша Украина», и по Кабмину Николая Азарова (в 2010 – 2012 годах Порошенко был министром экономики, а Балога – главой МЧС). В итоге после местных выборов-2015 балоговский «Единый центр» не только вынужден был перейти в оппозицию в Закарпатском облсовете, но и потерял контроль в шести районных советах области. Правда, Мукачевский райсовет остался «в семье», и его продолжил возглавлять Иван Михайло — тесть младшего из трех братьев Павла Балоги.
Михаил Ланьо
Главным своим союзником на антибалоговском фронте губернатор Москаль избрал Михаила Ланьо — бывшего члена парламентской фракции Партии регионов, а в нынешней ВР входящего в депутатскую группу партии «Відродження». Собственно, под данным партийным флагом этот нардеп-мажоритарщик, дважды подряд избранный в парламент по округу №70 с центром в курортном карпатском городе Сваляве, вел своих людей в регионе на местные выборы-2015. Даже родной брат Иван Ланьо стал опять свалявским мэром, но уже от «Відродження».
Вхождением своих «возрожденцев» в областную коалицию с БПП Ланьо-нардеп не только получил настоящую индульгенцию после мукачевских событий трехлетней давности, когда Балога якобы требовал с него «налог» с контрабандной деятельности, но и кресло замглавы облсовета для своего протеже Петра Грицика. Плюс весьма дружеские отношения у Ланьо с нынешним первым вице-губернатором Дураном. Наверное, еще с тех пор, когда Дуран был в СБУ, а Ланьо проходил в оперативных разработках под кличкой «Блюк» по поводу незаконной переброски за границу нелегальных мигрантов, контрабанды и наркотрафика.
Но если говорить о сугубо официальном влиянии, то в областном центре Ужгороде у ланьовского «Відродження» вообще джек-пот – свой мэр Богдан Андриив. Правда, он вынужден был создать большинство в городском совете не с БПП, а с «Батьківщиною», чья представительница Андриана Габор (Сушко) стала секретарем горсовета. Тем самым в очередной раз была подтверждена важная истина закарпатского бытия – у местных царьков нет постоянных друзей, есть только ситуативные союзники. Особенно если вспомнить, что сам Михаил Ланьо некогда был депутатом Закарпатского облсовета от балоговского «Единого центра» и считался даже бизнес-партнером Виктора Балоги, которого летом 2015-го Ланьо назвал «раковой опухолью Закарпатья».
Александр Кеменяш
12 последних лет закарпатскую ячейку «Батьківщини» возглавляет многолетний то друг, то враг и Балоги, и Ланьо Александр Кеменяш -свалявский бизнесмен и трижды нардеп. Он особо известен своей фирмой «Алекс» (в честь себя и назвал), которая разливает знакомую всей стране минеральную воду под брендами «Поляна Квасова», «Поляна Купель» и «Лужанская».
Как раз по мажоритарному округу в Сваляве Кеменяш впервые зашел в ВР в 2002-м, победив всесильного на то время Василия Дурдинца, а в 2012 году, несмотря на оказанную ему со стороны Балоги поддержку, он проиграл эту вотчину перекрасившемуся из «единоцентриста» в «регионалы» Ланьо. В 2014-м Кеменяш уже рисковать не стал и шел по списку «Батьківщини», но его №36 оказался непроходным (и в 2006, и в 2007 годах проходным с большим запасом был его бессменный №67 в списке БЮТ). В 2015-м было хотел возглавить опять же с балоговской поддержкой Закарпатский облсовет, но планы снова сломал давний обидчик Ланьо, вступивший в союз с Москалем.
Впрочем, «сбитым летчиком» Кеменяша назвать сложно, просто его влияние в регионе годами имело свои циклы, переживая как взлеты, так и падения. Ну а сейчас многое для него будет зависеть от предстоящих в будущем году президентских и парламентских выборов, на которых он, безусловно, очень рассчитывает на партийного шефа Юлию Тимошенко, которой всегда оставался верным. В свою очередь и лидер «Батьківщини» давно остановилась в своем выборе на Кеменяше, как блюстителе своих интересов в Закарпатской области.
Владимир Гисем
Еще одним вечно ищущим «точки политического роста» закарпатским серым кардиналом является Владимир Гисем – уроженец горной Свалявщины. На протяжении последних 37 лет он бессменно руководит знаменитым Ужгородским коньячным заводом, с 1997 года получив статус главы корпорации «Закарпатсадвинпром». То есть с налаженным бизнесом у Гисема многие годы все замечательно, а вот с ключевыми политическими ставками не всегда срасталось.
Ранее «коньячный барон» был предводителем закарпатских социалистов, даже пробовав в 2006-м с помощью партии Александра Мороза штурмовать мэрское кресло в Ужгороде, но безуспешно. Правда, зашел-таки от СПУ в Закарпатский облсовет. Затем он переметнулся в Партию регионов, которая обеспечила его переизбрание в областные депутаты в 2010 году, однако не прошло и четыре года, как ПР канула в Лету. А на последних выборах-2015 в облсовет Гисем уже шел во главе облорганизации партии «Наш край», которая при всех «коньячных» вложениях не преодолела проходной барьер, набрав всего 3,2%.
Кстати, его сын Мирослав Гисем баллотировался в облсовет от БПП, впрочем, депутатом стать так и не смог, зато вошел в Ужгородский горисполком, помогая отцу с «решением вопросов» для семейного бизнеса. В горсовет областного центра смогли попасть аж трое депутатов гисемовского «Нашего края», однако они мало на что влияют, поэтому многие дела с чиновниками приходится закрывать лично самому Владимиру Васильевичу, и это в его-то 68 лет.
Источник: comments.ua