Украина стоит на пороге неотвратимых перемен. Речь, в первую очередь, идет об энергонезависимости нашего государства. В августе 2017 года Кабинет министров Украины принял «Энергетическую стратегию Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентноспособность». Краеугольным камнем этой стратегии является развитие атомной и ядерной энергетики в Украине.
Президент Украины Петр Порошенко с многочисленных трибун настаивает на том, что Украина в обозримом будущем должна стать энергонезависимым и энергоэффективным государством. Один из ключей к энергонезависимости в виде законопроекта сегодня находится на рассмотрении в комитетах ВР Украины. Призвание законопроекта – открыть широко двери навстречу развитию украинской атомной энергетики, но главная загвоздка состоит в том, хватит ли у коалиции решительности, смелости и патриотизма, чтобы в преддверии выборов найти 226 голосов и принять столь необходимый для нашей страны закон.
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА – ОСНОВА ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
Энергетической стратегией Украины предусмотрено, что доля атомной генерации в общем объеме производства электроэнергии будет только расти. К слову, на сегодня атомная энергетика является ключевой отраслью украинской экономики, которая обеспечивает генерацию более половины всей электрической энергии Украины.
На практике это означает, что за период действия стратегии необходимо будет осуществить строительство и ввести в эксплуатацию более 10 блоков АЭС. Эта работа уже частично началась, но на пути к воплощению в реальность всего задуманного может оказаться множество препятствий, которые (помимо принятия необходимых законов) касаются качества проделываемых работ, компетентности специалистов и необходимости быстро проводить государственные закупки (тендеры) требующихся элементов для модернизации и должного функционирования энергетической системы Украины. В этом вопросе подробно разбирались наши журналисты.
ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ ТРЕБУЮТ ЗАКОНАДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
В контексте реализации Энергетической стратегии, Украина рассматривает атомную энергетику как один из наиболее эффективных низкоуглеродистых источников энергии. Цикл сооружения новых ядерных мощностей от начала исполнения предпроектных работ до введения объекта в эксплуатацию длится около пятнадцати лет. Таким образом, реализация Энергетической стратегии-2035 должна осуществляться в сжатые сроки, а закупка необходимых товаров, работ и услуг в строгом соответствии с действующим ядерным законодательством, ориентированным на безусловный приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Этот подход требует незыблемых компетентности и профессионализма от контрагентов-исполнителей и поставщиков товаров и услуг.
Определение поставщика товаров, услуг в сфере ядерной энергетики имеет свои особенности. Выбор перспективных ядерных технологий для строительства новых энергоблоков АЭС в Украине (включая разработку критериев выбора новых типов ядерной технологии для замещения действующих энергоблоков АЭС с обеспечением стойкости атомной энергосистемы, разработки перечня возможных для Украины новых типов реакторных технологий) будет осуществляться путем проведения международных конкурсов, обещают в правительстве.
Проект АЭС состоит из тысяч единиц оборудования, производитель которого преимущественно определяется на стадии ТЭО и проектирования, согласуется с выбранным поставщиком ядерных технологий с учетом возможной кооперации производства оборудования и изготовления отечественными производителями, проходит согласования с Госатомрегулирования при согласовании спецификаций на поставку. Внесение изменений в принятые проектные решения на стадии разработки проекта и рабочей документации по результатам проведения открытых торгов растянет процесс проектирования (постоянные изменения в проектных решениях и их согласования), закупок (существенные сроки изготовления основного оборудования) и соответственно строительства энергоблоков АЭС на неопределенный срок, что будет приводить к дополнительным расходам средств.
Известно, что в ближайшее время планируется провести ремонты нескольких блоков украинских АЭС. По сообщениям ГП «НАЭК «Энергоатом», в текущем году состоятся общественные слушания по строительству блоков №3-4 Хмельницкой АЭС, а само начало строительства должно начаться в 2021 году.
Но, чтобы все эти грандиозные планы и стратегии не стали утопией, необходимо внедрить ряд законодательных изменений, призванных ускорить развитие атомной энергетики в Украине. В частности, сейчас ведется серьезная работа по внесению изменений в ЗУ «О публичных закупках». Инициаторами изменений, по нашей информации, выступает ГП «НАЭК «Энергоатом» и ряд депутатов из парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
Законопроект направлен на повышение эффективности осуществления процесса публичных закупок и ставит своей целью упростить действия эксплуатирующих ядерные установки организаций, предотвращать возникновение аварийных ситуаций. Ведь сегодня, как показывает практика, мы имеем очень много проблемных тендеров, о чем далее расскажем более подробно на примере ГП «НАЭК «Энергоатом».
В последнее время мы очень часто сталкиваемся с таким явлением, как некомпетентность участников тендеров, которые, видя заоблачные суммы тендерных предложений, особо не заморачиваются с соответствием их предложений техническим условиям и характеристикам, которые необходимы заказчикам. Фирмы, оформленные как ООО, в которых, к примеру, работает всего 3-4 человека, занимаются попросту ксерокопированием. То есть, вместо того, чтобы задействовать большой профессиональный штат научных сотрудников в несколько сот человек, отвечающих за соответствие товара техническим требованиям заказчика и прочие нюансы, связанные с атомной энергетикой, ребята покупают пачку бумаги и, без разбору, копируют тендерную документацию (то, что необходимо заказчику по условиям публичной закупки), спецификации и т.д., абсолютно не разбираясь в том, действительно ли их продукция подходит заказчику. Им лишь бы выиграть тендер, а далее, как говориться, трава не расти. Самое печальное в этой истории, что сегодня в Украине очень часто такие компании побеждают в публичных торгах. В дальнейшем такого рода ООО, не обладая достаточным уровнем компетенции, создают немалые проблемы заказчикам. Напомним, что атомная энергетика связана с большими опасностями и вопрос безопасности и технического соответствия продукции играет решающую роль в таких закупках. В этой связи, в кулуарах парламента и властных кабинетов давно гуляет мысль о том, чтобы ограничить право различных ООО, не имеющих опыта и репутации на рынке, принимать участие в таких торгах. Идея состоит в том, чтобы дать это право лишь генпроэктировщикам и крупным консорциумам, включающих научно-исследовательские институты, специализирующиеся на атомной энергетике, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке. Собственно, такие изменения давно назрели, таковы правила в Европе, куда мы так упорно стремимся. Но пока имеем то, что имеем.
«ЭНЕРГОАТОМ» И СОМНИТЕЛЬНЫЙ ТЕНДЕР С РОССИЙСКИМ ДУШКОМ
Как стало известно нашим журналистам, ГП «НАЭК «Энергоатом» (заказчик закупки) разместило на сайте PROZORRO объявление о закупке товаров за номером UA-2018-10-10-001589-а, а именно: «Комплект сильфонных компенсаторов для ОП ХАЭС» — на общую сумму 119 793 513, 60 гривен с НДС. Указанные торги решено было провести по процедуре открытых торгов с открытой квалификацией.
Тендерные предложения подали следующие участники:
ООО «СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС»
ООО «УКРАТОМ СЕРВИС»
SIA «Zodiak Plus»
ООО ДК “Интро»
ALTECO ACTION TRADE KFT
В соответствии с решением тендерного комитета Заказчика, которое опубликовано в системе электронных закупок 18.12.2018 (Протокол рассмотрения тендерных предложений участников на закупку ДК 021:2015 44160000-9 Магистрали, трубопроводы, трубы, обсадные трубы, тюбинги и сопутствующие изделия ( Комплект сильфонных компенсаторов для ОВ ХАЭС) № 5970 от 18.12.2018) к аукциону по данным торгам было допущено всего четырех вышеперечисленных участника за исключением – ООО «УКРАТОМ СЕРВИС», тендерное предложение которого было отклонено по надуманным формальным причинам, как то несущественные описки в тендерной документации и якобы несоответствие техническим требованиям и условиям Тендерной документации, что, как выяснилось впоследствии, не соответствует действительности. Так, например, Тендерный комитет «Энергоатома» заявил, что предложенный ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» компенсатор, является одноплоскостным (позволяет перемещение лишь в одной плоскости) и якобы не соответствует техническим требованиям и условиям заказчика. На деле же это вовсе не соответствует действительности, что позже было документально подтверждено Киевским научно-исследовательским и конструкторским институтом, специализирующимся на атомной энергетике. Что и говорить, выбранная экспертная организация является флагманом украинской атомной энергетики, уникальным в своей отрасли институтом, который является единственным в Украине, способным выполнять функции генерального проектировщика объектов атомной энергетики.
Забегая наперед, оговоримся, что для представителей ГП «Энергоатом» и их тендерного комитета стало большим сюрпризом появление на тендере нежданного и квалифицированного участника ООО «УКРАТОМ СЕРВИС», который, в отличие от остальных участников, предложил сильфонные компенсаторы не российского, а европейского производства (предприятие из Хорвати Duro Dakovic Kompenzatori d.o.o., официальным представителем которого в Украине является ООО «УКРАТОМ СЕРВИС»). Мало того, что продукция европейского производителя является более качественной, так еще и стоимость ее ниже. Но покупать качественную продукцию европейского производства по более низкой цене явно не входило в планы заказчика закупки.
Как следствие отказа со стороны Тендерного комитета заказчика допустить к участию в торгах ООО «УКРАТОМ СЕРВИС», предприятие было вынуждено отстаивать свои позиции в Антимонопольном комитете Украины, который в эти дни рассматривает жалобу ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» и хорватского предприятия Duro Dakovic Kompenzatori d.o.o.(далее – DDK). Более того, специалисты ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» обратились в Киевский научно-исследовательский и конструкторский институт «Энергопроект», который ранее исполнял обязанности генерального проектировщика Ровенской и Хмельницкой АЭС, чтобы получить квалифицированные выводы касательно определения соответствия предложений производителя Техническим требованиям и условиям на поставку предмета закупки, технической возможности производителя изготовить и поставить указанные сильфонные компенсаторы, также осуществлять техническое сопровождение заявки ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» при дальнейшей процедуре торгов.
Выводы НИИ оказались не утешительными, как для заказчика закупки — ГП «НАЭК «Энергоатом», так и для остальных участников тендера, которые почему–то были допущены к торгам, но об этом мы расскажем ниже.
Для того, чтоб убедиться в качестве продукции DDK, экспертная организация направила своего специалиста на производство в Хорватию. Этот визит показал, что хорватское предприятие DDK является таким, которое специализируется непосредственно на изготовлении сильфонных компенсаторов широкого диапазона типов и размеров, использующихся в разных отраслях промышленности, включая объекты атомной и тепловой энергетики. Продукция предприятия имеет большой круг потребителей как на предприятиях Западной Европы, так и Азии и СНГ.
Специалисты научно-исследовательского института, изучив все материалы и проведя необходимые экспертизы, пришли к совместному выводу, что предложение ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» в части сильфонных компенсаторов полностью соответствует указанному объекту закупки и приведенным в «Технических требования и условиях поставки разгруженных сильфонных компенсаторов (Ду1600) и сдвижного компенсатора (Ду 800). Хмельницкая АЭС, Энергоблок №1).
Кроме того, специалисты проверили на соответствие Техническим требованиям и условиям предложения остальных участников. Как выяснилось, все они (даже те предприятия, у которых якобы европейская прописка) предлагают продукцию российского производства. Либо же указывают в качестве производителя такие предприятия, которые никогда не производили подобную продукцию. В частности, говоря о российской продукции, участники тендера предлагают «Энергоатому» сильфонные компенсаторы производства НПФ «СилКО» и АО «НПП «Компенсатор» (Санкт-Петербург), разработанные еще в 2003 году НПФ «СилКО». Более подробно с выводами можно ознакомиться в письме, адресованному АМКУ, который, напомним, рассматривает жалобу на недопуск к торгам ООО «УКРАТОМ СЕРВИС». Выводы экспертной организации мы опубликуем в следующих публикациях.
Примечательно, что на рассмотрения жалобы ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» представители тендерного комитета по понятным причинам даже стесняются приходить, а те, кто рассматривает дело, указывают, что вопрос технический и оставляют его без комментариев. Предлагаем вашему вниманию фрагмент видео с заседания АМКУ, полную версию которого мы также выложим в следующих частях нашего расследования.
В любом случае нам остается надеяться на победу здравого смысла и то, что в «Энергоатоме» все-таки пересмотрят свое решение. Также хотелось бы, чтоб парламентарии приняли все необходимые законы для развития атомной энергетики в Украине. Мы будем следить за развитием событий.
Источник: skelet-info
Свежие комментарии