ФИГУРАНТ

Друзья Танцюра, Дегас, Варбанец. Итоги Кипера

“Железный губернатор” понемногу идет по стопам своего предшественника. Олега Кипера боялись, как и Максима Марченко. Но ничто мирское оказалась не чуждо и нынешнему главе Одесской военной администрации. Сейчас над ним издеваются.

Максим Марченко был назначен главой Одесской ОВА первого марта 2022 года, менее чем через неделю после начала полномасштабного вторжения. Позже оказалось, что сердце у бывшего комбрига есть, деньги он любит, а негласным советником у него стал предшественник – Сергей Гриневецкий. В марте 2023 года, спустя год после назначения, Марченко сняли. Погубило его то, что он сошелся с одесскими гешефтмахерами и окружил себя заместителями, которые были не прочь заработать по принципу «Кому война, а кому мать родна». В итоге неопытный в делах политических комбриг сошел с пути истинного.

Когда ко власти пришел новый губернатор, Олег Кипер, он казался таким же пугающим. Не военный, но киевский прокурорский. Невысокий и подвижный, как мяч, с декларацией, закрытой, как у офицера спецслужбы.

Кипера тоже поначалу испугались. Однако в 2024 году выяснилось, что ничто человеческое председателю ОВА не чуждо. Летом Кипер приказал демонтировать памятник Пушинку и долго грозил ему кулачком. Это вызвало рукоплескание и радость евромайдановской общественности, которая желает деколонизации и сноса большинства памятников в центре Одессы. Потом глава ОВА переименовал улицы, позже доказывал, что мобилизация идет путем, а что не путем – это вражеская пропаганда. Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей.

Но подкосил железного Кипера анонс возможных выборов в Украине. Он забыл об образе, начал раздавать интервью популярным блогерам и журналистам и рассказывать шикарные истории. Самой яркой стала та, как Агафангел ходил с иконой по берегу Одессы, вызывая шторм и таким образом спасая наш город от российского десанта. За этим последовали воспоминания о дойке коров без автомата, умении ездить на тракторе и папе-председателе колхоза. Начал вырисовываться характерный образ – крепкий хозяйственник – нечто среднее между Трухановым и Лукашенко.

Параллельно Кипер признался, что к Пушкину ничего личного не имеет, да и мог ошибиться с переименованием улиц. Это вызвало легкую панику у сторонников деколонизации, ведь главная их местная покрышка в этом вопросе вдруг начала отходить в сторону.

Имиджем Кипера занялись и начали превращать его в человека. Ранее он выглядел малоприятном субъектом, совершавшим по велению пиарщиков из девяностых бессмысленные вещи. То пойдет в сопровождении оператора и фотографа на Привоз к Светулечке, то в ресторан “Дача”к Либкину. Этому был положен конец и Кипер стал появляться у популярных людей – то у Мосейчук на ее Youtube-канале, то в студии “Новини.Live”. Правда он путался в своих заявлениях, в том числе и поэтому начал вызывать смех.

Над ним начал издеваться в своем блоге даже один из миньонов Труханова Виталий Барвиненко. Он заметил по поводу интервью Кипера, что со времен мэрства Костусева в Одессе такого второго Цицерона не было. Припомнил, что меньшинство называло Костусева вторым Ришелье, а большинство Петрушкой. Звучит обидно.

А дальше Барвиненко припомнил фразу Кипера о том, что тот может говорить с Трухановым и матом. Глава райсовета защитил честь своего сюзерена, заявив, что еще неизвестно, кто кого материл. Да и вообще, сам Труханов говорит матом, только если человек долго не понимает ничего.

Вступив на узкую дорожку предвыборной борьбы и стараясь понравиться избирателю, Кипер совершил ошибку. Его перестали бояться. Человек он малоприятный, без обаяния, и власть такого может держаться только на страхе. А если показал человеческие черты, держись. Барвиненко – это только начало. Скоро Кипера начнет поносить из далекой Швейцарии Стасик Домбровский. И это будет только началом.

Александр Шахтин для Бюро Фигурант