С наступлением весны снова стало очевидным критическое состояние дорог по всей Украине. «Страна» в этой связи заинтересовалась, кто руководит сейчас «Укравтодором» — ведомством, отвечающим за все основные украинские трассы.
Как оказалось, у руководителя ведомства Александра Кубракова достаточно сложное «грантоедское» прошлое. Также присутствуют серьезные огрехи в декларации.
Он был включен в список «Слуги народа» на выборах в Верховную Раду под достаточно высоким №30. А придя на должность главы «Укравтодора» в ноябре 2019 года, он заявил, что на ремонт основных магистралей необходимо 150 млрд грн, а руководители всех областных структур должны подать в отставку.
«Страна» собрала неафишируемые сведения о главе «Укравтодора».
Из гнезда «грантоедов», откуда вышли Гончарук и Малюська
Нынешний глава «Укравтодора» является близким соратником отправленного в отставку премьера Гончарука. В сведениях о кандидате в депутаты, которые были размещены на сайте Центризбиркома указано, что Александр Кубраков на момент выдвижения по списку «Слуги народа» являлся руководителем сектора телекоммуникаций и Ай-Ти общественной организации «Офис эффективного регулирования».
До назначения премьером ее возглавлял Алексей Гончарук. Руководителем юридического отдела в организации работал Денис Малюська – министр юстиции в правительствах и Гончарука, и Шмыгаля.
Надо успеть до мая
Александра Кубракова Алексей Гончарук назначил главой «Укравтодора» своим распоряжением в ноябре прошлого года. Правда, назначение состоялось с испытательным сроком, который закончится 19 мая:
По Кодексу законов о труде, если в течение испытательного срока установлено несоответствие работника занимаемой должности, наниматель может уволить такого работника, письменно предупредив его об этом за три дня.
Так что до 19 мая Александр Кубраков будет находиться в «подвешенном» состоянии, в любой момент его могут уволить «по несоответствию».
«Забыл» четыре фирмы
Уак выяснила «Страна», Александр Кубраков в декларации за 2019 год, поданной после увольнения с депутатской должности, «позабыл» указать, что он был совладельцем целых четырех компаний.
В разделе «Корпоративные права» декларации он сообщил, что владел только долей 20% только в одной литовской фирме MDL HOUSE SERVICE UAB:
Однако, как выяснила «Страна», по состоянию на 3 декабря 2019 года (дата, на которую подана декларация), Александр Кубраков оказался совладельцем еще целых четырех ООО, у которых оказались похожие названия:
— «Город для людей контактный центр»;
— «Город для людей контактный центр Киев»;
— «Город для людей расчетный центр»;
— «Город для людей центр биллинговой поддержки».
Это указано в выписке из реестра юридических лиц, который получила «Страна»:
Во всех случаях фирмы были созданы по одинаковой схеме: 20% в уставном капитале имел Александр Кубраков, а 80% — его партнер Руслан Крамаренко.
Кто такой Руслан Крамаренко
Руслан Крамаренко является известным деятелем в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Он был заместителем двух министров ЖКХ — Александра Попова и Алексея Кучеренко. А с 2010 по 2014 годы занимал пост зама двух мэров Киева — сначала Леонида Черновецкого, затем все того же Александра Попова:
Сам Александр Кубраков с 2014 года работал советником столичного мэра Виталия Кличко по вопросам IT и технологий. Он занимался внедрением единой системы документооборота в киевской мэрии, также писал стратегию развития транспорта Киева.
«Коммунальный спрут» действовал по всей Украине
Более того, как оказалось, раньше Александр Кубраков был прямо причастен к деятельности множества предприятий, в названиях которых была одна и та же фраза «Город для людей». И везде основным учредителем фигурировал Руслан Крамаренко.
Александр Кубраков был руководителем и (или) соучредителем следующих ООО:
— «Город для людей»;
— «Город для людей Киев»;
— «Город для людей Кременчуг»;
— «Город для людей Запорожье»;
— «Город для людей Мариуполь»;
— «Город для людей Энергодар»;
— «Город для людей Днепрорудное»;
— «Город для людей сервис»;
— «Еврокомунсервис».
Везде учредителем либо бенефициаром числился Руслан Крамаренко.
Схема работы всех этих компаний была простая. В 2015 году появился Закон №417 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Он обязывал местные власти назначить управляющую компанию, которая бы обслуживала жилые дома в населенном пункте, если жители домов не создали для этого общество совладельцев многоквартирного дома (ОСМД).
Под этот закон и была создана группа компаний с общим названием «Город для людей». Эти фирмы работали в Киеве, Кременчуге, Запорожье, Мариуполе, Энергодаре, Днепрорудном.
На волне закона эти фирмы получили в управление десятки домов. И хотя впоследствии жесткие требования закона были отменены, дома остались в управлении «коммунального спрута». Везде управляющие компании исправно получали платежи от владельцев квартир.
Результаты такого «управления» неоднозначны. Например, «Город для людей Киев», согласно реестру судебных решений, задолжал за электроэнергию больше 2 млн грн. А ОСМД, созданное в многоквартирном доме, через суд требует передать ему техническую документацию на дом в принудительном порядке.
Как сообщала «Страна», 37-летний Александр Кубраков в 2019 году попал в парламент, оказавшись на 30 месте в списке «Слуги народа». В Раде работал в Комитете по вопросам прав человека, деоккупации и реинтеграции оккупированных территорий Донбасса и Крыма.
Хочет 150 миллиардов и всех уволить
Александр Кубраков заявил, что, по оценкам Всемирного банка, в первую очередь необходимо провести капитальный ремонт 24 тысяч км основных магистралей, на что необходимо 150 млрд грн и еще 15 млрд ежегодно на поддержание их в надлежащем состоянии. По его мнению, это реально сделать за три года.
Как сообщала «Страна», в качестве варианта финансирования «Укравтодор» раздумывает над возможностью выпуска еврооблигаций, которые помогут строительству дорог государственного значения в Украине в 2020 году.
Также во время представления Александра Кубракова в качестве главы «Укравтодора», тот сразу заявил о чистке топ-менеджмента. Об этом тоже сообщала «Страна».
Тогда премьер-министр Алексей Гончарук, как сообщала пресс-служба правительства, сообщил, что первоочередная задача Александра Кубракова в должности — обновление руководящего состава «Укравтодора», а также руководства ГАК «Автомобильные дороги Украины».
Также премьер-министр призвал нечестных госслужащих увольняться, а нового главу «Укравтодора» — создать прозрачные условия закупок в ведомстве.
Гончарук тогда выразил мнение о необходимости сокращения большей части руководителей Служб автодорог. «Я бы принимал решение очень быстро. Особенно относительно лиц, о которых есть информация, что они задействованы в схемах. И, наоборот, принимал бы людей, порядочных и долго работающих на государство… Если где-то в областях или в центральном аппарате есть какие-то группы влияния, решительно от них избавляйтесь», — сказал он Кубракову.