Как известно, Петр Порошенко отличается хорошей хваткой – и в политике, и в коммерции. Во времена своего президентства, когда он выстраивал свою вертикаль власти, то подбирал на места себе подобных. Правоохранительный сегмент и политические ячейки своей партии обрастали преданными людьми. Ведь власть – это всегда деньги. Ты их тратишь на власть, и затем она возвращает тебе кратно больше.
За время президентской каденции Порошенко сумел привить подчиненным хватательный рефлекс, который с каждым годом только усиливался. Данная динамика стабильно развивалась вплоть до 2019 года. Например, Одесский регион был отдан на откуп «силовой дубине» в лице: прокурора области Олега Жученко, начальника полиции области Дмитрия Головина и заместителя начальника следствия СБУ Украины одессита Александра Кравченко. Все они породнились, стали кумовьями, «нагибали» бизнес в интересах Блока Петра Порошенко и впоследствии (здесь мы немного забежим вперед) стали фигурантами расследований НАБУ и санкционных списков.
Прошло 3 года как Порошенко находится в оппозиции – уже власть Зеленского пытается ограничить любое влияние «гетьмана» на политические процессы, обрезая попутно источники серых поступлений в партийную кассу. Однако стоит признать, что за пять лет власти порошенковцы неплохо укрепились и овладели инструментами уничтожения любого бизнес-конкурента, используя деньги и связи своих силовиков-пенсионеров, которые пока вынуждены ходить на допросы. Кто-то из них вернулся во власть, а кто-то просто скрывается за границей. Но не стоит забывать, что несмотря на смену руководства силовых ведомств, многие вчерашние подчинённые наоборот пошли на повышение. При этом они своих экс-руководителей по традиции уважают и прислушиваются к ним. Тем более, когда за это еще приплачивают аграрным долларом.
Рассмотрим на примере развития трех бизнес-групп-рейдеров, которые составляют бизнес-костяк политической связки Порошенко-Гончаренко в Одесской области. Идём по возрастающей: Петков-Зеленков, Борисенко-Лефи и Паращенко.
Придунавье. Измаильский и Ренийские районы. Здесь не первый год орудуют два рейдера-фермера: Александр Петков и Дмитрий Зеленков. Между собой они не пересекаются и даже где-то конкурируют, но общее у них одно – порошенковская силовая крыша и история рейдерских захватов земельных банков на Придунавье. Координирует силовой блок – Александр Кравченко, который в определенных кругах проходит как «Крава».
По Краве в интернете очень много информации. В СБУ при Порошенко он отвечал, в частности, за репрессии бизнес-оппонентов режима в Одесском регионе. Также известно, что он курировал каналы контрабанды сигарет и медицинского оборудования. К слову, сигаретная «тема» стала поводом для репрессий в отношении начальника областного управления полиции Дмитрия Головина и кума Кравченко – Александра Чудакова. Обоих закрыли в СИЗО, но ненадолго, потому что они чётко знали кому и сколько платить за освобождение. Знали также откуда взять деньги за откуп. Дмитрий Головин умудрился даже официально вернуться в Управление Нацполиции в Одесской области в качестве советника Николая Семинишина. А Крава и Чудаков схлопотали почетные места в санкционных списках контрабандистов СНБО. Впрочем, это им не мешает и дальше крышевать бизнесы подопечных аграриев.
Общий объем земельного банка, который обрабатывают Петков и Зеленков – 21 тысяча гектаров. Из них 17 – это только Александра Петкова, уроженца села Богатое, Измаильского района. Он управляет такими компаниями, как «Динекс-Агро» и «Давос-Агро». Зеленков — выходец из Енакиево и работал в налоговой, пока из-за употребления наркотиков не был выгнан со службы. Он управляет полями «Дунай Агрос» и рыбным хозяйством «Дунай Акваинвест». Во всех предприятиях Петкова-Зеленкова присутствуют интересы так называемого силового блока Порошенко-Гончаренко в лице: Кравченко, Жученко и Головина. Часть доходов направляется в партийную кассу через Михаила Шмушковича, который является правой рукой Гончаренко. На Петкова также возложили обязанности по финансированию медиапроекта Гончаренко – портала «Думская».
Спрашивается, зачем фермерам такая дорогая крыша, за какие заслуги они внесли в партнеры политическое крыло Порошенко? Ответ становится очевидным, если сделать анализ старта бизнеса наших фермеров до прихода к власти Порошенко. Петков занимался скупкой зерна и полей у него не было, а Зеленков разжился 100 гектарами.
Программа отжима земли и формирования земельных банков включала использование силового нажима со всех возможных сторон: от проверяющих государственных структур, властей района, прокуратуры, полиции, до откровенного криминала. Петков орудовал больше в Измаильском районе, а Зеленков – в Ренийском. Политические партнеры толкнули Петкова в депутаты от Блока Порошенко, нагрузив его финансированием кампании в Придунавье. Коллега по Областному совету Петкова – Алла Стоянова, которая шла от БЮТа, долго сопротивлялась рейдерским усилиям Петкова и его управляющего Эдуарда Жалобы. Но под натиском кулаков, угроз криминала и коррумпированных правоохранителей, вынуждена была отступить, потеряв тысячи гектаров семейного бизнеса. В интернете есть даже видео в Youtube, где Петкова обвиняют в организации заказных убийств с признательными показаниями киллера.
Так, поле за полем, через рейдерство и отжим, при полной слепоте прокуратуры и полиции, с помощью карманных судов, в конце 2019 года под компанией «Динекс-Агро» оказался земельный банк размером в 17 тысяч гектаров. Окончательно были расставлены «точки над i», когда Кравченко, защищая интересы Борисенко-Лефи, для профилактики организовал посадку Петкова на несколько месяцев в киевское СИЗО, где в подвале изолятора ему в простой форме объяснили, что слово Кравы во всех стратегиях развития будет последним.
Зеленков действовал по отлаженной схеме Кравы, получая даже финансирование от силовиков Порошенко. Через запугивание, уголовные дела, банального избиения и поджоги, мелкие фермеры вынуждены были расставаться с паями. Активную помощь оказывал криминалитет со стороны Олега Попеску, без которого в районе не решается ни один силовой вопрос. Есть достоверная информация, что часть земель в плавнях используют для выращивания конопли, которая через того же Попеско поступает на рынки Европы. Искусственный конфликт, который разыгрывается в СМИ между Попеску и Зеленковым, наводит на вывод, что работа по выращиванию наркотически содержащих растений идет полным ходом. Кстати, Дмитрий Зеленков сам является системным наркоманом и неоднократно задерживался патрульной полицией, но по звонку его отпускали – ведь партнер Крава всегда на связи.
21 тысяча гектаров в Придунайском регионе за сезон приносит аграриям до 5 млн долларов. Однако гектары Петкова-Зеленкова покрыты не только потом, но и слезами и кровью. И это при прямом участии режима пятого президента Украины Петра Порошенко, который допустил подобный беспредел и фактически стал партнером аграрного рейдерства.