То, что калечит человеческие судьбы и заставляет страдать всю страну, для кого-то становится выгодным бизнесом. Речь о войне, на которую все можно списать. На подконтрольной Украине территории, в городе Лисичанске Луганской области, еще до недавнего времени шла добыча угля в промышленных масштабах. Только вот черное золото исчезало в неизвестном направлении, а силовики и местная администрация не замечали, как груженные 30–40-тонные фуры с углем на миллионы гривен выезжали из города. Местные активисты уверяют: когда они говорили об огромных карьерах и требовали у властей разобраться с незаконным бизнесом, в их адрес сыпались угрозы. «Вести» отравились в зону ООС, чтобы выяснить, кто делает деньги на войне и почему эти люди не боятся ответственности.Угрожали расправой
Бои за один из крупнейших индустриальных городов Донбасса — Лисичанск — длились долгих четыре месяца. Многие жители 100-тысячного города были вынуждены его покинуть, и даже сейчас, когда Лисичанск стал подконтрольным Украине, здесь редко встретишь на улице людей.
От Лисичанска до зоны боевых действий всего чуть более 10 км. Здесь действует особый режим, город наводнен военными, а следовательно, ничего не происходит без их ведома и согласия.
В начале сентября прокуратура Луганской области у себя на сайте отчиталась: они арестовали 2 тыс. т незаконно добытого угля. «Вести» встретились с местным активистом Владимиром Сиротином на окраине Лисичанска, и он показал нам последствия нелегальной добычи — огромные карьеры, занимающие десятки гектаров.
Терриконы видны за километры. На глубине около 20 метров — следы от добычи. Рядом еще один участок, с которого уже сняли верхний слой грунта для того, чтобы начать промысел. В километре отсюда, среди леса и посадок, расположился третий незаконный карьер. «Самый крупный карьер находится в районе желатинового завода, — рассказывает нам Владимир. — Добыча шла около года. Как бы это культурно сказать: мы все были малость в шоке от такой наглости. Ведь эта территория еще и заповедник, тут были курганы, а значит, раскопки запрещены». Владимир говорит, что добыча велась огромными экскаваторами, из карьера выезжали 30–40-тонные грузовики. А активистам, которые требовали остановить беспредел, местные власти говорили: мол, это, видимо, безработные шахтеры шалят.
Юрий Гарбуз уверяет, что к углю не имеет никакого отношения
Глава Мирнодолинского поселкового совета Наталья Верютина написала десятки обращений силовикам и местным властям, но в ответ приходили лишь отписки. «У меня все материалы собраны: вот копанка №1, вот №2, вот №3… Впервые начала писать в августе 2017 года. Каждую неделю мы выезжали на место, фиксировали незаконную добычу и передавали документы в полицию, прокуратуру, областную администрацию. Но потом неизвестные нам начали угрожать расправой, а наши действия если и имели эффект, то буквально на пару дней. Потом добыча возобновлялась», — говорит «Вестям» Наталья Верютина.
Более того, она приобретала еще больший размах. «На втором участке, который находится между пгт Мирная Долина и Лисичанском, масштабы добычи стали увеличиваться. Это не копанки, а каньоны сумасшедших размеров. Выезжая на место, мы фиксировали машины, которые уже при нас были груженные углем, работало около 20 единиц техники, причем среди работников не было жителей наших населенных пунктов. И эта техника потом ехала через город, через посты, и ее якобы никто не видел», — продолжает глава поселкового совета.
Пропали вещдоки
Пытался разобраться в схеме добычи угля экс-советник губернатора Виталий Шведов (он работал и с Георгием Тукой, и с нынешним Юрием Гарбузом). С письменными жалобами от местных жителей он начал требовать создания спецкомиссии. «Все началось с появлением нового губернатора. У меня есть информация, что стоят за добычей люди с неподконтрольных территорий. Они там этим занимались, теперь к нам пришли», — пояснил он «Вестям». Он уверяет, что его активность не осталась незамеченной. «Начали всякие силовики проявляться — преимущественно сотрудники полиции и прокуратуры местной. Прямо и косвенно предлагали договориться, чтобы я успокоился», — говорит Шведов.
Добычу удалось остановить лишь в конце июня этого года, когда активисты начали на камеру вызывать полицию. В начале сентября прокуратура Луганской области у себя на сайте отчиталась об аресте 2 тыс. т черного золота, а примерный ущерб, по их оценкам, составил около 5 млн грн. Об успешно проделанной работе подчиненных сообщил и генеральный прокурор Юрий Луценко, приложив в качестве доказательства фотографии арестованного имущества.
В реестре мы нашли судебное решение Лисичанского районного суда от 4 июля 2018 года. В документе полностью описана арестованная техника, которая работала на карьере, и объемы найденного там угля — 1700 кубометров. Но уже через несколько дней произошел интересный поворот. На следующем решении суда от 10 июля 2018 года по нелегальным карьерам появился рапорт оперуполномоченного, согласно которому, арестованный уголь и техника были перевезены в другое место. А после нового осмотра силовики не досчитались почти половины арестованного угля. Осталось только 800 кубометров. «То есть пропали вещдоки», — констатирует Шведов.
«Вести» отправились с вопросами в Лисичанскую прокуратуру и полицию. Но отвечать местные силовики отказались. Посоветовали обратиться в областную прокуратуру, мол, дело по карьерам передали туда. Руководитель Луганской областной прокуратуры от личной встречи с журналистами также отказался, откомандировав отвечать на вопросы прокурора, который ведет дело.
«Областная прокуратура сейчас открыла четыре уголовных производства по факту незаконной добычи каменного угля на территории Луганской области. В ходе расследования нами обнаружены три места добычи», — сообщил «Вестям» начальник отдела прокуратуры области Денис Макашов. Он уверяет: дело забрали из-за неэффективных действий местной прокуратуры. «Уголовные производства были начаты еще в 2017 году, также приостанавливалась деятельность, изымалась техника, но потом добыча возобновлялась, но уже в других местах», — пояснил Макашов.
Будет ли расследоваться возможная причастность должностных лиц и силовых органов к крышеванию нелегальной добычи угля, прокурор не знает. Это не входит в его компетенцию. Неизвестно ему и о пропаже практически тысячи тонн арестованного угля. Пока, по словам Дениса Макашова, ни одному фигуранту схемы не было предъявлено обвинений. «Есть несколько человек, по которым собраны доказательства, но их недостаточно для объявления подозрения», — говорит следователь. Мы просим его показать арестованный уголь, но он уверяет: не положено, тайна следствия. И уточняет, что скоро арестованный уголь будет реализован в пользу государства: «У нас есть решение суда о передаче 2500 кубометров угля Национальному агентству по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными преступным путем».
Почему в официальном пресс-релизе Луганской областной прокуратуры речь идет о 2 тыс. т конфискованного угля в пользу государства, если почти тысяча тонн исчезла? Мы изучили финальное решение Старобельского суда от 4 сентября 2018 года. Он принял к рассмотрению два документа от прокуратуры: первый — это наложенный арест на 1700 куб. м (это примерно 2,2 тыс. т), которые были найдены 22 июня 2018 года в карьере возле желатинового завода, а второй — это наложенный арест на 800 куб. м угля (примерно 1 тыс. т), которые обнаружили правоохранители в Новодружевке. Но если исходить из доклада оперуполномоченного Лисичанской полиции от 4 июля 2018 года, то 800 куб. м — это все те же 1700 куб. м, которые остались после того, как силовики сняли охрану, и уголь был тайно вывезен с территории карьера. Почему этого не заметил судья, и кто стоит за этой схемой?
Губернатор на билбордах, которые размещены недалеко от его дома
Дележ базы
С 2016 года губернатором Луганской области является Юрий Гарбуз, бывший депутат от БПП. Он шокировал общество своими историями из жизни, например, рассказывал, что жил три года в лесу без электричества и с волками. «У меня с волчицей начались конфликты, в конце концов я ее убил. Но у нее, оказывается, были волчата. Я их потом нашел со своими собаками. Волчата уже подыхали с голоду. Естественно, стал их выхаживать, это был мой крест за убийство матери», — делился он.
Несколько дней мы пытались достучаться до губернатора области, но безрезультатно. Тогда «Вести» отправились к нему домой, чтобы добиться ответа на вопрос, почему в режимной зоне, где столько правоохранителей и блокпостов, незаконно добывался уголь в промышленных масштабах.
Местные активисты указывают, что Юрий Гарбуз живет на спортивной базе «Олимп», в 25 км от Северодонецка. Асфальтированная дорога уходит в хвойный лес, по пути замечаем большой баннер с фотографией губернатора, который поздравляет всех с Днем независимости.
Физкультурно-спортивная база «Олимп» расположена в городке Кременная. В 2017 году на ее торжественное открытие после реконструкции приезжал Петр Порошенко. Как сказано на официальном сайте президента, «с апреля 2015 года в центре за счет средств областного бюджета проводится строительство и частичная реконструкция плавательного бассейна, строительство административно-бытовых помещений. По инициативе руководства области было принято решение модернизировать центр «Олимп» в полноценную Базу олимпийской и паралимпийской подготовки спортсменов».
Удивительно, но через полтора месяца после того, как Порошенко торжественно открыл коммунальную спортивную базу «Олимп», на сайте ProZorro проходит сделка купли-продажи этой спортивной базы. Заместитель губернатора Гарбуза, Юрий Клименко, покупает от имени Луганской областной администрации за 7 млн грн эту же отремонтированную базу у частного лица Александра Задираки.
Так выглядят домики, которые возводят на спортивной базе
Сейчас в нескольких метрах от спортивной базы в сосновом лесу идет масштабное строительство элитных частных домов. Среди деревьев замечаем Toyota Land Cruiser 200 главы Луганской администрации Юрия Гарбуза. Он пролетает мимо журналистов и паркуется у частного дома.
«Добрый день, вы здесь живете?» — интересуемся мы у губернатора. «Да», — отвечает он. Одноэтажный дом-сруб, который, судя по всему, только недавно построен, расположен в нескольких метрах от спортивной базы. Во дворе стоит мангал и беседка. Просим у губернатора выйти к нам и поговорить об угле.
«Копанки? Я, честно говоря, там даже не был. Знаю, что мы их остановили, видите, там уже ничего нет», — говорит «Вестям» Гарбуз. Сообщаем главе области, что часть арестованного угля бесследно исчезла, и виновные в незаконной добыче до сих пор не найдены. «Да силовиков надо дернуть. Я должен расспросить прокурора, не я же охранял технику, а силовики. Это точно не мой бизнес, и отношения к этому не имею», — утверждает губернатор. «Ну вы же знали, что там копают, вам письма писали!» — продолжаем мы. «Когда мне писали, я силовиков отправлял», — парирует Гарбуз и просит закончить нашу беседу. — Давайте уже завтра поговорим. Только у меня просьба: наройте как можно больше! Мне тоже это важно. Поверьте, у меня есть за чем следить кроме этого. Все, давайте».
Мы отправились в администрацию спортбазы «Олимп», чтобы разобраться, на каких основаниях здесь живет глава Луганской области. Представляемся потенциальными клиентами, хотим арендовать себе один из частных домов. «Нет, то не наше», — отвечают нам в администрации. — Это все Александра Задираки». Почему Юрий Гарбуз живет в доме человека, у которого за 7 млн грн в 2017 году купил спортбазу, а незадолго до сделки сдал ему же территорию базы в аренду?
Женщина из администрации объясняет, что лесная часть спортбазы выведена с их баланса, теперь она принадлежит частному лицу. «Это бывшая база «Динамо», она разделена. Это частное, а это — государственное», — говорит она.
Базу разделили и продали
Как выяснили «Вести, продавцом выступила общественная организация «Физкультурно-спортивное общество «Динамо», руководителем которой является глава МВД Арсен Аваков. Новый владелец Александр Задирака, отрезав от нее почти гектар земли, продал базу назад Луганскому областному совету за 7 млн грн. А на оставшейся территории начал строительство. В одном из домов Задираки и живет губернатор области. О новом землевладельце известно немного, разве что его фамилия фигурирует на сайте ЦИК как кандидата в местные депутаты от БПП.
«Вести» обратились в ФСО «Динамо», где нас уверили, что базу продать их вынудили. «Местная власть начала неожиданно начислять нам налог на землю, сумма дошла до 500 тыс. грн. Мы в итоге решили продавать базу, так как платить возможности нет — она же стоит, никакой деятельности там нет. Дали объявление в газету, были уверены, что на нас выйдет областная администрация, но вышел только представитель Задираки. Ему и продали», — говорят «Вестям» на базе. Цену, правда, не называют — коммерческая тайна.
На следующий день пресс-служба губернатора сообщила, что Юрий Гарбуз не сможет встретиться с журналистами, и на все вопросы ответит его заместитель Юрий Клименко. Это он подписывал документы на покупку спортбазы «Олимп». Но и заместитель спустя несколько часов отказался от встречи с нами. «Вести» уже обратились в антикоррупционные органы и СБУ с просьбой расследовать факты незаконной добычи угля в зоне АТО и передела коммунальной собственности спортивной базы «Олимп».
Источник: vesti-ukr
Свежие комментарии